"Своим путем" или "Уроки"



Мальчик никогда не был "паинькой" или беззаботным бестолковым ребенком. Скорее он был просто занудой. Он любил наблюдать, сопоставлять и учиться. Учиться на примерах и ошибках, причем, по большей части, на чужих! А еще он был экспериментатор!

Один пример. Как-то при нем зашла речь о хоккее, и в частности о той игре, когда Россияне "сделали" Канадцев с разгромным счетом 6:0! И это после стольких неудач! Все были так возбуждены разговором, что мальчик тоже решил поучаствовать в нем, и вставил мимоходом, что он, мол, тоже помнит эту игру!

Сначала было гробовое молчание, а потом ему корректно так объяснили, что этого не может быть, так как он был тогда еще очень и очень мал, и дети в таком возрасте еще ничего не запоминают! Их было много. И они были взрослыми. Кто поверит ребенку детсадовского возраста?!

Мальчик понял, что спорить бесполезно! Но ведь он действительно помнил эту игру - как отец радостно кричал и при счете 4:0 просто умолял игроков сохранить хотя бы такой счет! А потом было 6:0! "Сухая" победа! Крики, чуть ли не слезы, на радостном, покрасневшем от возбуждения лице отца! Он все это помнил! Помнил! Значит, ему врут?!

Хотя … ведь рассказывали же ему, что в два года он трогал пальцем острые зубы сома, выброшенного на берег?! Он ведь этого не помнил! "Хорошо"! Подумал Мальчик. "Значит, мне было больше двух лет, когда состоялась эта игра"! Но что его действительно расстроило, так это то, что он может забыть все, что сейчас происходит! Все!

Столько лет жизни впустую?! Заметим, что Мальчику в этот момент было не больше 4-5 лет! На какое-то время Мальчик растерялся – "Что же теперь делать?!" Помог случай.

Однажды по улочке ведущей вниз вдоль ограды городского парка его прокатил на мотороллере сосед. Вез он его, конечно от самого дома и обратно тоже доставил, но наибольший восторг вызвала именно эта улочка. Там было так спокойно, так зелено кругом, ровная дорога и ветер в лицо. И Мальчик подумал, что вот он возьмет и не забудет, что когда-то именно по этой улочке его действительно вез сосед. Но не знал еще, что такое эмоции (точнее "дополнительные эмоции", с помощью которых можно лучше что-либо запоминать), но это были его первые опыты по использованию эмоций.

Он мысленно прокручивал этот отрезок пути в голове с разных сторон, беседовал с собой с будущим, убеждая его в факте существования произошедшего … . Потом он еще много раз вспоминал этот эпизод и иногда ему требовалось время, чтобы с помощью логических сопоставлений фактов и эмоций, и долгих копаний в памяти вытащить на свет гаснущие воспоминания и придать им новый блеск.

Однажды он вдруг понял, что не может уже точно сказать было ли это на самом деле, или же это только плод его бурной фантазии? Ему потребовалось значительно больше времени для выяснения этого факта. Видимо процесс стирания детской памяти выглядит физически как отмирание старых клеток (ну или изменения их функций) и замена их новыми. Поэтому единственная возможность вынести что-то из глубокого детства, это постоянная "перезапись события.

Начались и первые проблемы в, так сказать, коллективе. Представьте себе детский сад. Дети сидят на стульчиках, а воспитательница читает "Легенду о Данко". Все было бы хорошо, но вот то, что Данко, после того как вырвал себе сердце, мало того, что стал его кому-то там демонстрировать, так еще и пошел куда-то! Повел кого-то! "Ну ладно!" – подумал Мальчик. "Это ведь сказка?! Легенда!? А в них совсем необязательно умирать! Даже если тебе вырвут сердце!".

Но тут Мальчика ожидал второй сюрприз! Данко, после того как он все же довел всех куда-то, где всем понравилось, взял, да и упал замертво!? Мальчик решил, что очень даже возможно, что он просто что-то прослушал! Может с ним, с этим Данко, еще что-то там случилось!? Ведь не может он в самом то деле умереть от того, от чего не умер?! Сердце ведь не шутка! Если уж ты не умер сразу, после того как его вырвали, то и дальше нет причин умирать! И Мальчик поднял руку и спросил: "А почему Данко УМЕР!?".

Мда … . В ответ Мальчик получил столько "лестных" отзывов о своих умственных способностях! Это звучало примерно так: "Ты что, дурак?! Он же сердце себе вырвал!". Даже воспитательница никого не остановила, а лишь снисходительно улыбалась! Даже она не дала себе труда подумать, почему был задан этот вопрос! Мальчик хотел было уже объяснить, почему он задал такой вопрос и что он об этом думает, но … он увидел лица!

Вы когда-нибудь видели кадры, выхваченные фотографом, в момент когда кто-то говорит?! Иногда жестикуляция лица подводит хозяина. Картина получается, в лучшем случае, нелицеприятная! А уж если в этот момент человеком владели не самые лучшие эмоции … . Вот только фотоаппарат не всегда мог выхватить нужный кадр, а если и выхватывал, то один, два! В отличии от фотоаппарата Мальчик видел все кадры! А в отличии от других людей, он эти кадры видел! Желание оправдываться, объяснять, спрашивать больше не было. А еще он знал, что ни один из них наедине не стал бы так гримасничать и так говорить, а скорее выслушал бы и согласился. Уж убеждать-то он умел!

Много позже, уже в школьные годы, просто ради проверки, он решил убедить одноклассников, что если махать руками, то падать будешь заметно медленнее! И ведь убедил! В его защиту можно сказать, что больше он таких экспериментов не проводил.

Итак! Это был коллектив! Его волчьи законы! Еще один урок жизни. Было понятно, что спорить не только бесполезно, но и очень даже вредно! А еще, что дураки – это те, кто так вот запросто, не поинтересовавшись, не спросив, не подумав, называл других дураками! А еще было понятно, что взрослые иногда бывают глупее детей! И он решил согласиться. Сделал вид что теперь он все понял.

Еще как-то раз, вела его мама из садика домой. Проходили они мимо школы, а за углом сидели три алкоголика и "соображали на троих". Мама была, видимо, не в настроении и сказала:

- Вот вырастешь – таким же будешь!

- Не буду!

- Будешь!

Мальчик больше не спорил, а про себя подумал: "А ведь и правда, говорят ведь, что человек не учится на чужих ошибках!? Ну и пусть! А я буду! Буду учится на чужих ошибках и не буду пьяницей"!

В общем, так и случилось!

(Алекс)


Идущий