Что вы не знали о патенте

...

патент

Патент - это своего рода охранный документ, который удостоверяет исключительное право на авторство чего-либо. Срок его не бесконечен, и зависит от той страны, где этот патент зарегистрирован и может составлять от 5 до 25 лет.

В России патент выдается Роспатентом - органом исполнительной власти по интелектуальной собственности и устанавливает сроки:

  • для изобретений — 20 лет;
  • для полезных моделей — 10 лет;
  • для промышленных образцов — 5 лет.
  • для лекарственных средств, пестицидов или агрохимикатов может быть продлен на срок до 5 лет.

Срок действия патента на промышленный образец может быть продлен по заявлению патентообладателя на 5 лет несколько раз, но срок действия не составит более 25 лет.

Впервые патент появился в 1474 году в Венецианской Республике. В этом году был издан указ, согласно которому о реализованных на практике изобретениях необходимо было сообщать республиканским властям, с целью предотвращения использования изобретений другими лицами. Срок действия патента составлял 10 лет.

Любопытные факты

ученые

Первоначально патенты по своему назначению были призваны для поощрения разработки инновационных систем, но критики патентов утверждаюти, что в последнее время они практически стали привилегией крупных корпораций, особенно в таких областях, как медицина, продукты, сельское хозяйство.

Сейчас поистине ведется "патентная война", когда буквально каждое открытие патентуется. И, что ни говори, все это тормозит развитие науки. К счастью, некоторые ученые вообще отказываются от патентования ради заработка, понимая, какую пользу могут принести их открытия всему человечеству.

Например, так и не были запатентованы такие открытия, как:

  • Рентгеновские лучи,
  • вакцина от полиомиелита,
  • антибиотики,
  • инсулин.

Патентный поверенный

Если первооткрывателю самому сложно оформить патенты на свое изобретение, то для этого существуют патентные поверенные - http://www.patent-gr.ru/patentnyj-poverennyj/, которые оказывают как физическим, так и юридическим лицам помощь в патентовании. Кроме того, они оказывают защиту интересов и прав своих клиентов в суде.

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Сумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации, увеличивающие совокупность знаний, т.е. всё то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность.

Интерес ученых к проблематике интеллектуального капитала достигает конца первой половины ХIХ в., когда экономист Петер Друкер (1909 - 2005) вместил в "Концепции корпорации" (1946) результаты сотрудничества с фирмой "Дженерал Электрик". Дальнейшей активизации исследований способствовало становление в развитых странах "новой экономики", этапы зарождения которой на примере отраслей образования, связи (телекоммуникаций), информационного сектора, употребляя термин "индустрия знаний" ("Knowledge Industry") удачно описал ученый Фриц Махлуп (1902-1983) в книге "Производство и распространение знаний в США" (1966), акцентируя внимание на интеллектуальных знаниях, способных удовлетворить интеллектуальные потребности членов общества. Даниэль Белл в труде "Будущее постиндустриальное общество" (1973) утверждает, что основным ресурсом "общества знаний" постепенно становятся научные кадры.

Особенно актуализировался взнос интеллектуального труда в обеспечение экономического роста, улучшение благосостояния населения в экономически развитых странах в начале ХХI в., в частности в США (85 %), Великобритании (89 %), Японии (90 %). По мнению Даниэла Белла, последующие изменения в большей степени будут касаться социальной основы прогресса общества, в частности будут характерны для "экономики, технологии и системы занятости.

С. Беккер впервые в 1962-1964 гг. в своих трудах пользовался термином "человеческий капитал" ("Human Capital"), который стал неотъемлемым компонентом в концепции интеллектуального капитала, разработанной несколько позже. Другой ученый, Джон К. Гелбрейт (1908-2006), характеризуя "Новое индустриальное общество" (1967) через призму развития корпораций, построенных на основе "технострутуры", что служит "аппаратом для принятия коллективных решений", доводит снижение потребности в "особенно одаренных людях", предопределенное научно-техническим проработкам механизма координации знаний широкого круга "людей с узкой специализацией", использовав понятия "интеллектуальные возможности", "организованные знания", "специальные знания". Принимая во внимание развитие наукоемких производств в индустриальной экономике исследователь, взгляды какого широко критиковались экономистами, невзирая на то, что он был "наиболее читабельным автором в истории экономической мысли" и чрезвычайно интересным лектором, рядом с понятием "интеллектуальный консерватизм" употребляет термин "интеллектуальные способности", Поддав оценке идеи ученого, заметим, что данное понятие носит ограниченный характер, поскольку является лишь характеристикой индивидуального интеллектуального капитала, которая выступает в качестве важной детерминанты интеллектуального капитала предприятия.

Считаем целесообразным обратить внимание на наработку таких исследователей как Итами Хирояки, который впервые вводит в научное обращение термин "невидимые активы" ("Invisible assets"), что формируют средства, которые базируются на информации (технология, доверие клиентов, марка, организационная культура, менеджерские умения), представляя свои виденья в труде "Мобилизация невидимых активов" (1980); Карл Ерик Свейби в этот же период впервые пользуется понятиям "капитал знаний"(1980), а впоследствии становится основоположником научного направления "менеджмент знаний" ("Knowledge Management") (1990).

В течение 1980-1990 гг. в научной литературе случается использование таких терминов как "нематериальные активы" ("Intangible Assets") у представителей, занятых усовершенствованием теоретико-организационных аспектов бухгалтерского учета; "интеллектуальный потенциал" ("Intellectual Potential") - в менеджменте; "интеллектуальный капитал" ("Intellectual Capital") - у экономистов. Так, Роберт Каплан и Томас Джонсон утверждают, что на современных предприятиях наблюдается снижение влияния финансовых измерителей сравнительно с новейшими - нематериальными; "интеллектуальные нематериальные средства" использует в своих трудах Рихард Холл - основатель фирмы "Omega Associates", занятой исследованием стоимости предприятия ("Values Technology"), разделяя их на такие группы: средства, связанные с интеллектуальной собственностью, - товарные знаки, патенты, авторские права, заявленные проекты и договоры, тайны торговли, контакты торговли; средства знаний и умений, которые не находятся в непосредственном распоряжении предприятия, - ноу-хау, культура (мотивация, компетенции, лояльность). При этом автор убежден, что на ключевые компетенции влияют ноу-хау (в части, не включенные к лицензионным условиям и патентам), технические знания, креативность, умение решать проблемы, образование, позиции.

В экономических публикациях широкое использование научной терминологической единицы "интеллектуальный капитал" началось недавно - с 1990-тых годов ХХ в. - и характеризуется многовекторностью проявления, что обусловленно механизмом функционирования, сложной структурой и наличием большого количества разнообразных критериев классификации.


Статьи