Вступление

В долгом рейсе, когда уже давно улеглись стояночные страсти и волнения, когда притупились и горечь расставания и какое-то чувство облегчения от того, что стояночная суета кончилась, наконец, начинается нормальная, спокойная работа. Все подчинено одному - судно должно идти, все должно работать как часы. Одним словом, должен быть полный морской порядок!

Что моряки вкладывают в эти слова? Очень простые и очень мудрые вещи. Морской порядок заключается в том, что каждый винтик на судне, каждый сантиметр палуб и переборок и вообще, абсолютно все на судне имеет своего хозяина, то есть человека, который отвечает за состояние этого кусочка судна и знает, как обращаться с доверенным ему участком. Каждый человек по всем мыслимым и немыслимым ситуациям, которые могут случиться в море, точно знает что и как ему делать. В результате экипаж судна становится единым механизмом, работающим четко как часы.… Все было бы вот так просто, если бы не одно НО…

Это небольшое НО - тот неоспоримый факт, что все детальки этого механизма – живые люди со своими характерами, достоинствами и недостатками, «взбрыками» и нюансами… И все это подчиняется неким законам существования небольшой группы людей в замкнутом пространстве. А законы эти – суровая штука… После двух-трех месяцев рейса у людей довольно сильно начинают проявляться искажения психики… У всех это проявляется по разному. Одни начинают стремиться к обществу, затевают какие-то турниры по домино, шахматам, теннису и т.д. Другие наоборот, скрываются в себе как в раковине и в одиночестве читают книги.… Некоторые становятся раздражительными…. Кто-то объединяется в группы по интересам. У одних это музыка, у других - просто чаю хорошего заварить да поболтать о чем угодно. А поболтать моряки умеют.… В таких рейсах люди становятся очень чувствительными и даже сентиментальными, вот и случаются иногда исповеди друг перед другом, о каких на берегу даже и думать не приходится…

Дни и вечера на больших переходах между портами проходят абсолютно однообразно - вахта, кают-компания, кино вечером и сон. Становится тоскливо и иногда по вечерам, после ужина, даже капитан - этот отшельник на судне, вечно одинокий человек, несущий на своих плечах груз ответственности и за груз и за само судно, и за каждого человека на нем, приходит в кают-компанию, где обычно уже находится несколько человек. Кто-то играет в шахматы или в домино, кто-то пытается сыграть одним пальцем какую-то мелодию на пианино… Как-то сама собой начинается беседа... Кто-то что-то сказал, кто-то ответил, кто-то поддержал тему и вот пошел медленный, спокойный разговор. Потихоньку подтягивается еще народ и с удовольствием попивая кофе или заваренный по-флотски крепкий чай, слушают рассказы – байки, а иногда и рассказы-исповеди бывалых моряков, да и сами не упускают возможности при случае рассказать что-то своё. Вот такие минуты дорогого стоят, так как помогают людям переносить вечную тяжесть разлуки, забыть про нехватку нормальных человеческих ощущений - запахов леса и цветов, возможности поваляться на травке, поиграть со своими детьми, которые растут большую часть времени без отца…

В свое время, работая в море, я видимо не был еще готов к таким вот рассказам-исповедям, а сейчас почему-то почувствовал, что хочу рассказать вам то, что не рассказывал вот так еще никому.

Сначала я по просьбе Валюшки - Дикарки начал писать свои детские воспоминания для детского чтения, но потом как-то неожиданно для себя понял, что вряд ли смогу остановиться.

Надеюсь на ваше снисхождение и к стилю и форме изложения, поскольку это первый мой опыт…

(Виктор Федоров. См. Персональный сайт victorf.ru)