Урок 2: Первые пробы карандаша



Прежде, чем начать рисовать конкретный сюжет, неплохо было бы научится элементарным приемам. Предлагаю несколько упражнений, которые будут особенно полезны тем, кто начинает с нуля. Очень нудно бывает изучать перспективу и рисовать геометрические фигуры, поэтому не стану загружать Вас обилием скучной теории, однако есть вещи, которые даже мне – свободолюбивой лентяйке – пришлось усвоить в самом начале обучения. В следующих уроках о теории я буду вещать «по дороге», по ходу дела, чтобы было к месту и нескучно.

Карандаш можно держать по-разному: для зарисовок и деталей – А, для нанесения крупной разметки рисунка – Б, для наложения теней – В. Я считаю, что рисование не балет и не игра на фортепьяно, если Вам удобно по другому, делайте так, главное – чтобы движения рукой было легко выполнять.

как держать карандаш

Меняя угол наклона карандаша, изменяйте толщину линии. Перпендикулярный к поверхности бумаги грифель даст тонкую линию, наклонённый – более толстую.

угол наклона карандаша

Попробуйте заштриховать небольшой участок бумаги, посмотрите, насколько разнятся штрихи от карандашей Н, НВ, 2В, 9В.

штриховки

Теперь нарисуйте полосу с переходом тона. Это можно сделать двумя способами: а) штриховать, постепенно усиливая нажим; б) накладывать несколько слоев, сокращая площадь каждого последующего. Но чтобы получить по-настоящему плавный переход, разотрите полосу пальцем, она утратит яркость, поэтому добавляйте штрихи и растирайте снова, усиливая нажим карандаша для получения самого тёмного тона (в). Создание таких переходов тона будет одним из основных приемов, поэтому научитесь делать это легко и аккуратно.

переход тона

Тренируйте глазомер. Нарисуйте линию, разделите ее пополам. На три части, на пять. Проведите линию, а рядом – вдвое короче нее. Нарисуйте квадрат вот в такой последовательности. Он может быть не идеальным, Вы просто учитесь мерить расстояние глазами.

тренировка глазомера

Нарисуйте какую-либо симметричную фигуру. Для примера я выбрала нечто, вроде вазы в разрезе. Вначале проведите прямую линию, которая будет осью. Затем определите границы верха и низа, отметьте точки на одном расстоянии от оси, то есть симметрично. Соединив их, получаете ровную фигуру. Ничего сложного, но при рисовании предметов – чашки, например – такой навык будет крайне полезен.

рисование симметричных фигур

Рисуем самую простую форму в объеме – шар. Посмотрим, что он из себя представляет: есть собственная тень, свет, блик, отраженный свет и падающая тень – всё это ложиться на округлую поверхность. Собственная тень – это тень на самом шаре, блик – самая светлая точка (он не всегда очевиден, зависит от поверхности предмета), падающая тень – тень от шара на той поверхности, на которой он лежит. Свет от этой поверхности отражается и снова попадает на шар, так получается небольшой участок света в тени – отраженный свет.

шар - тени и блики

Нарисуйте круг, его лучше выводить, вписывая в квадрат, так он будет ровнее, хотя вполне возможно, что он получиться у вас сходу (вдруг в армии мясорубку два года крутили). Затем заштрихуйте круг, оставляя участок блика, пусти штрихи ложатся по форме шара. На весте тени заштриховывайте гуще, оставляя небольшой кусочек посветлее для отраженного света. Растушуйте пальцем, он тоже двигается по кругу. Шар несколько расплылся, подправляем его резинкой и карандашом. Создаём падающую тень: по сути это овал, на котором шар лежит. Насколько тень велика? В общем всё зависит от света. Хорошо, если перед вами будет лежать мячик, но можете посмотреть на фотографию. Сейчас наша цель не натуралистичность, а применение простейших правил и методов. Не делаёте падающую тень слишком четкой, ближе к шару она темней, по краям светлей и расплывчатей. Вытрете ластиком точку блика. Шар готов.

рисование шара

Много текста, результат мал. При помощи таких переходов тона вы будете обрисовывать более сложные формы. Помню, как самой хотелось побыстрей нарисовать всё контуром, и только кое-где наложить тени. Есть и такой стилистический подход, посмотрите на рисунок Глазунова Незнакомка: просто выделяющий овал лица платок, пятно губ, линиями прорисованы глаза и брови. Но именно для такого минимализма нужно хорошо ощущать объём, тогда и контуры станут правильными и выразительными. Приглядитесь: на лице есть несколько теневых пятнышек, которые дают нам ощущение реального лица.

Глазунов

Предлагаю ещё одно упражнение, связанное со следующим уроком. Скопируйте вот такой цветок.

цветок

Чтобы лучше ориентироваться в пропорциях я проведу вспомогательные лини – квадрат, поделенный на четыре части. Отметим несколько ключевых точек, которые помогут ориентироваться. Стебель проходит по диагонали, но с небольшим изгибом; край верхнего листа тоже являет собой диагональ с изгибом; кончик нижнего листа делит левую нижнюю клетку пополам; лепестки сходятся в середине квадрата; центральный лепесток симметричен.

вспомогательные линии на рисунке

Нарисуйте карандашом такую же маленькую сетку на листе. Отметьте соответствующие точки и соедините их, стараясь повторить линию оригинала. Заштрихуйте и растушуйте стебель и два лепестка. Сотрите вспомогательную сетку.

вспомогательная сетка

В следующий раз мы будем рисовать таким методом более сложную форму, но принцип измерения пропорций останется тем же.

13.04.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования