Урок 4. Рисуем с натуры. Орехи и семена



Когда мы рисовали по сетке, то переносили на бумагу линии, следа за их расположением относительно клеток сетки. Теперь попробуем нарисовать простые предметы с натуры, располагая линии относительно друг друга.

грецкие орехи

Знакомая привезла с юга два больших грецких ореха. Мне пришлось ревностно охранять их от попыток домочадцев употребить эту красоту по прямому назначению. Замечательная натура: несложная округлая форма и интересная фактура. Я взяла лист светло-серой бумаги для пастели формата А3. Орехи положила на светлый фон.

Наметим края орехов, ширину и высоту каждого. Посмотрите, как они соотносятся между собой, где нижний край одного и нижний край другого. Верхние границы, боковые. У шара высота равна ширине, мы вписывали его в квадрат, орех же больше похож на овал. В целом они должны быть примерно в центре листа.

Теперь рисуем контуры. Хорошо, если они будут как можно ближе к натуре, но небольшие ошибки пусть не расстраивают – Вы ж не сканер.

как нарисовать грецкие орехи - контур грецких орехов

Моделируем форму при помощи светотени. Помните упражнение по рисованию шара? То же самое и здесь только форма немного другая. Штрихуйте и растушевывайте пальцем, создавая собственную тень предмета и падающую. Последняя может быть неоднородной и «двоиться», если источник света не один. Посмотрите, как она выглядит в натуре. Наметьте линии между двумя долями орехов.

налоложение света и тени

свет и тень орехов

Орех неровный, поэтому собственная тень будет куда более прихотлива, чем у шара. Прорабатывайте изгибы и выступы.

Рассмотрите орех вплотную. Маленькие бороздки, глубокие и мелкие ямки – всё это нужно перенести на бумагу. Вряд ли первый раз хватит терпения нарисовать каждую рытвинку, да и не к чему. Ограничьтесь общей сетчатой фактурой и наиболее заметными тёмными впадинами и пятнами. Здесь хорошо использовать карандаш с маленькой резинкой на конце, которой можно смягчить мелкие линии. Вытрите несколько бликов в самых светлых участках. Где остановиться? Можете прорабатывать детали, сколько душе угодно, но следите, чтобы рисунок не выглядел затёртым и грязным.



Вот вроде бы и всё. Но мне захотелось внести немного фантазии и улучшить композицию. К двум крупным объектам я добавила… несколько мелких арбузных семечек. У меня не было их в руках, но я рассмотрела фото. Каждая семечка хоть и плоская, но имеет некоторую толщину, поэтому нарисуйте тень с той же стороны что и у орехов.



Разбросаны семена так, чтобы вся композиция выстраивалась по диагонали.

Внесем немного воздушной перспективы. Её правило гласит: чем предмет дальше, тем он менее четкий. Это хорошо видно, когда смотришь вдаль, на маленьком пространстве натюрморта такого эффекта не обнаружится, мы сделаем его искусственно, как художественный приём. Наверняка видели фотографии, где предметы позади главного объекта не в фокусе, так вот тут тоже самое.


Горный пейзаж. Пример воздушной перспективы


Уильям Тёрнер. Гора Св. Михаила в Корнуэле. Воздушная перспектива в картине

По мере отдаления семечки блёкнут, превращаясь в пятнышки.

Поэкспериментируйте с разными предметами: апельсины и фундук, камни и щепки, печенье и шампиньоны – всё может служить натурой. Изучайте фактуру и соотношения размеров, небольшие природные и съедобные объекты для этого отлично подходят. В дальнейшем мы перейдём к изображению более сложных геометрических форм и рукотворных материалов.

30.04.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования