Урок 5. Натюрморт со стаканом. Стекло, металл и ткань



На этом уроке предлагаю научиться рисовать предметы цилиндрической формы, стекло, металл и ткань, включив в рисунок немного цвета. В качестве модели я взяла прозрачный стакан в стальном подстаканнике, блюдце, ложечку с длинной ручкой, поставив это всё на стул, покрытый тканью.

стакан в подстаканнике

Предлагаю кроме простых карандашей разной мягкости использовать белый и пару цветных. Какими они могут быть? Я использую Derwent drawing pencils натуральной гаммы. Белый в наложении на простой графитный карандаш даёт холодный серый. А ещё я возьму розоватый и желтоватый – light sienna и wheat. Таких у Вас может не оказаться. Заменить можно пастельными карандашами или восковыми (wax). С первыми будьте аккуратней, так как они размазываются, а вторые подойдут лучше всего. Но знайте – цветные карандаши очень плохо стираются, прежде чем проводить линию, убедитесь в её правильном расположении: делайте набросок графитом.

различные карандаши

Цилиндр – не сложная фигура из двух плоских круглых оснований и образующей. При рисовании обратите внимание на то, где находится точка зрения. Возьмите круглый плоский предмет, например крышку от банки. Положите её на стол и присядьте так, чтобы глаза были на одном уровне с крышкой. Видите, она плоская, просто линия. Поднимайте уровень глаз, крышка становится овалом, потом овал всё больше походит на круг. Если посмотрите сверху, то крышка будет абсолютно круглой. Так же и вид цилиндра будет меняться в зависимости от точки зрения.

овалы и круги

Намечаем на листе верх и низ стакана, его ширину. Следите за пропорциями, за тем насколько ширина меньше высоты. Наметьте ось симметрии, так будет легче рисовать овалы дна и верха. Рисуйте их так, будто стакан полностью прозрачен, даже если это не так. Опять же, это поможет избежать ошибок построения, дно и верхняя кромка стакана должны быть параллельными и одинаковыми в данном случае. Если же рисуете вазу, отметьте разницу между ними и ориентируйтесь на центральную ось. Нарисуйте также край подстаканника и блюдце под ним – это также овалы. Ложка… тоже попалась круглая. Рисуем её контуры.

рисуем цилиндр

Когда построение готово, можно стереть вспомогательные линии, нарисовать ручку подстаканника и узор на нём в виде кофейных зерен. Изогнутые линии бывает трудно нарисовать с ходу, ставьте вспомогательные точки.

рисуем подстаканник

Начинаем рисовать стекло. Оно само по себе прозрачно, но на нём бликами отражается свет. Блики ложатся по форме стакана, то есть полосами, так как стакан – просто цилиндр. Сначала штрихуем белым карандашом самые светлые участки, потом, ослабляя нажим, штрихуем менее светлые. Стираем частично карандашную кромку стакана, чтобы она не получилась серой при наложении белого на графит. Я также добавляю цветные карандаши, но рисунок можно сделать ахроматичным, заменяя их тем же белым. Почему я добавляю цвет, когда стекло прозрачное и как определяю, где именно раскрасить? Приглядитесь: стекло очень тонко, нежно отражает окружающие предметы, цвет придаёт ему живость. По тону я ориентируюсь на натуру, по цвету – больше на фантазию.

рисуем стекло

Можно было сделать всё целиком в холодной гамме, тогда для стекла я взяла бы голубоватые оттенки.

Сталь непрозрачна, но также отражает свет и предметы. Поверхность являет собой контрастное чередование бликов и теней, получаются опят же полосы, но более контрастные. Начинаем с самого освещенного места, закрашиваем белым.

рисуем подстаканник

Затем графитным мягким карандашом рисуем полосы вдоль стакана, поверх – снова белый, их наложение даст нам серый стальной цвет. Сморите на натуру: есть совсем тёмные, чёрные участки, а есть – белые сияющие. Полосы будут разной ширины и степени четкости. Не забывайте о перфорации на подстаканнике, полосы света должны продолжаться, переходя черед дырочки. Наносите графит и белый карандаш в несколько слоёв, подправляя форму.

Рисуя блики на двойной ручке, полностью стираем графит на месте предполагаемых бликов, чтобы белый цвет не испачкался.

Аналогично рисуем блюдце и ложку, начиная с самого яркого блика, затем чередуя графит и белый карандаш, постепенно прорабатывая поверхность.



Настала очередь падающих теней. Они длинные на фото, но на рисунке к краю листа лучше сделать их светлей. Так картина будет целостной.

Обозначим поверхность спинки стула, наложив тень на границе плоскостей. Обычно подобные границы в натюрмортах не должны лежать по середине листа: либо выше, либо ниже. Но если замысел оправдывает другое расположение – оно имеет право на существование.


Снова взываю к фантазии. Рисуем полотенце с узором и бахромой. Можете опираться на какие-либо фото или собственные запасы текстиля. Вначале намечаем складки, а затем добавляем объём, штрихуя и растушевывая




Создаём узор и бахрому, ориентируясь на край полотенца, чтобы рисунок был ровный. Пусть бахрома будет естественно небрежной, её нити лежат не строго параллельно. Важно, чтобы задний план не забивал главных героев натюрморта, не делайте узор и складки слишком четкими.

В этом рисунке много фактур. Возможно с первого раза не получится их точно передать. Тренируйтесь, делайте зарисовки с натуры, смотрите, как изображены разные материалы на известных картинах. Со временем Вы будете очень легко рисовать любые предметы.

10.05.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования