Урок 9. Отражение осени



Город, отражённый в лужах,
Одинокий стоит, неприкаянный.
С лица стёрлась улыбка,
В письмах – сплошное раскаянье.

Тяжёлые камня громады
С природой слились воедино.
Листья деревьями сброшены,
Как встречи, невозвратимы.

Решётки, ограды, лавки
Стихов героями стали,
Чью-то обиду и счастье
Тайно они узнали

Бессмысленны строки о городе.
Но вечность им будет рада.
Часть их навеки останется
В ковкости чёрной ограды.

В письмах воскреснет улыбка,
Будет такой же влюблённой.
Лужа не сможет запомнить
Город, в ней отражённый.

Осень 1999 г.

Вода – она разная. Морские волны, гладь озера на рассвете, капли росы, вода в графине выглядят непохоже и требуют разного подхода в рисунке. На этом уроке я хочу рассказать о воде-зеркале, то есть отражающей. Героем картины станет… лужа. Нет, не грязная на дороге, а лужа полная неба в осеннем парке.

Я выбрала светло-жёлтую бумагу, так что колорит картины будет светлым, оптимистичным. Привожу для примера список использованных цветов.

используемые цвета для картины

Рисуем очертания лужи. Они должны иметь перспективу: пусть у дальнего края она будет уже, чем вблизи, словно это несколько отдаляющихся кругов. Как на уроке 5. Я нарисовала небольшой кусочек воды на переднем плане, так картина интересней выглядит. На заднем плане будут виднеться стволы деревьев.

очертания лужи

Итак, гладь воды в данном случае отражает небо. Моделируем отражение горизонтальными штрихами, начиная со светлых тонов – белого и голубого.

рисуем гладь воды

Затем добавляем синий, холодный и тёплый серый, светлую сиену и сверху снова белый и голубой. Необходимо добиться плотного цвета и гладкой поверхности. Почему штрихи горизонтальны? Рябь на воду ложится в таком направлении, штрихи, которые всё же будут заметны, имитируют её.

рисуем рябь на воде

Отражения веток в луже нечёткие, бледные, «размытые» в горизонтальной плоскости. Рисуем их небрежно шоколадным, оттенками серого и охры, затем сглаживаем и высветляем голубым и белым. На переднем плане изобразим кораблик жёлтого листочка, использую тёплые цвета – оранжевый, жёлтый, сангину.

отражения веток в луже

Жёлтой и коричневой охрой рисуем землю. Штрихи ложатся неплотно, выделяя фактуру бумаги. Именно такая разница в изображении поверхностей даст ощущение двух стихий – воды и земли. Края лужи сделайте боле тёмными, уплотняя штриховку.

рисуем землю

Проведите охрой по самой воде, подчёркивая рябь. Нарисуйте ещё несколько листьев.

добавляем листья

Продвигаемся дальше, рисуя массу опавших листьев тёплыми цветами: жёлтый, оранжевый, сангина, немного зелёного. Также оставляем на виду фактуру бумаги. За лужей добавляем несколько нечётких мокрых «пятен» при помощи голубого, белого и холодного серого. На переднем плане добавляем листья и мелкие веточки. Обогащаем землю серым, жёлтой охрой, сепией. Не увлекайтесь, бумага по-прежнему видна.

рисуем лужу

Деревья на заднем плане не должны быть слишком тёмными, используем воздушную перспективу и светлые оттенки голубого, пшеничного, бледно-зеленого (здесь аккуратней! Ваш зелёный может быть иным) и белого поверх шоколадного, сепии и охры. Теми же цветами небрежно рисуем тонкие веточки, а так же добавим чуть-чуть жёлтой листвы.

добавляем тени и листву

Готово!

Я использовала достаточно широкую палитру цветов. Но рисунок может быть и монохромным или в ограниченной гамме. Это будет выглядеть примерно так.

монохромный рисунок

Лужа осталась лужей. Это позволяют видеть: разница фактур, рябь на воде и размытые отражения.

02.07.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования