Урок 10. Три карандаша



Техника «три карандаша» издавна популярна, чуть ли не все известные художники используют её для набросков. Рисунок выглядит живым и не требует сложной работы с цветом.

Антуан Ватто. Наброски
Антуан Ватто. Наброски

Рембрандт. Портрет отца
Рембрандт. Портрет отца

На этом уроке я хочу из классики сделать неоклассику. Обычно используются сангина (цвет кирпича, крови, красно-рыжий), сепия (коричневый цвет) и белый мел. В данном случае сепия будет двух оттенков – тёмная и светлая, также добавим чёрный. Карандаши классические, то есть из мела с цветным пигментом, растираются по бумаге. Наиболее популярна бумага песочных оттенков, и она работает не только как фон, но и как цвет самих предметов. Однако я предлагаю приблизиться к пастельной технике с её тщательной растушёвкой. Бумагу возьму светло-жёлтую.

В качестве модели я выбрала молодую певицу Флоранс Уэлш. Увы, она не сможет позировать лично, придётся взять фото. Даже если Вы рисуете с одной конкретной фотографии, полезно пересмотреть их несколько, разглядев модель с разных сторон.

Флоранс Уэлш
Флоранс Уэлш
Флоранс Уэлш

Простым карандашом рисуем лицо, пользуясь правилами построения из урока 8. Лицо кажется слишком широким, зато, когда будут нанесены тени, всё встает на место.


Наносим первый слой сангины в местах теней и растушёвываем.


Теперь на участках света используем белый мел и снова пускаем в ход пальцы. Вы должны перемешать цвета и вылепить из них лицо. Придётся по нескольку раз наносить сангину и мел, добиваясь мягкой поверхности.

Настала очередь сепии, выделяем ею более глубокие тени. Для глаз носа берём тёмную сепию, для бровей, скул и гуд ещё и светлую, она имеет красноватый оттенок. Смесью белого и сепии рисуем зрачки, учитывая, что у Флоранс светлые глаза. Придётся снова много раз штриховать и растирать.

Использованы всего четыре карандаша, а уже есть ощущение полноцветной картины.

Добавляем чёрный: на зрачках, ресницах, глубоких тенях. Подправляем неточности, прорабатываем детали.

Также рисуем волосы, но белого здесь будет меньше. Волосы богемно небрежны, поэтому не пытаемся растушёвкой добиться идеальной гладкости. Обычно тремя карандашами рисуют портрет сразу – и волосы, и лицо, и одежду. Начинающим я бы посоветовала всё же разбивать картину на части, чтобы внимание не рассеивалось, и снижался риска что-то случайно размазать. Просто имейте в виду, что голова (пейзаж, букет цветов) – это единое целое.

Причёску стоит поднять, волосы проработать подробней. Добавляем тень на фоне и… создаём наряд для дамы. Пушистое чёрное жабо будет хорошо соединять персонаж с фоном.

Вспоминаем о целостности и исправляем несоответствия. Теперь покроем картину фиксактивом.

После высыхания появляется возможность уделить внимание тонким деталям: бликам на зрачках и губах, отдельным волосинкам. Снова фиксируем лаком – специальным для пастели или привычным для волос. Рисунок готов.

06.07.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования