Урок 13. Несколько слов о цвете



Смешение красок кажется мне уже привычным делом, ещё в школе на уроках детей учат получать оранжевый из красного и жёлтого. Это интуитивный процесс, стоит лишь начать эксперименты.

И всё же остановлюсь на некоторых аспектах. Итак, имеем три основных цвета: жёлтый, красный и синий. Из них можно получить практически все цвета. Вот всем известный круг-радуга. Смешав синий и жёлтый, получим зелёный; жёлтый + красный = оранжевый; красный + синий = фиолетовый. Увеличивая какой-либо из двух цветов в паре, двигаемся к нему в оттенке. Например, прибавив к зелёному синий, получим холодный зелёный.

В круге цветов всё обстоит просто, но с красками несколько иначе. Как ни крути, а из голубой ФЦ и ультрамарина при добавлении алой или краплака красного получаются разные фиолетовые.

Лимонная жёлтая обладает зеленоватым оттенком, и чистый тёплый жёлтый из неё не получишь.

Занятный факт «При смешивании основных цветов получается чёрный» - гласят учебники. Но на практике это, скорее, буро серый.

Цвета лежащие друг напротив друга называются дополнительными. Так, тень предмета содержит цвет самого предмета, дополнительный к нему и голубой.

Интересные эффекты даёт добавление чёрного, он делает цвета и темней и тускней. Жёлтый – по сути очень светлый – при смешивании с чёрным становится зеленоватым, так что если хотите получить грязно-жёлтый, используйте сепию или чёрный + красный.

Одна из техник смешивания красок – лессировка. Краска третьего цвета образуется при наложении прозрачной пленки одной краски на поверхность другой. Эту технику применяют им в прозрачной акварели и в масляной живописи, слой масляной краски должен быть тонким.

Цвета могут смешиваться иллюзорно, когда мазки двух или более красок, расположены очень близко друг к другу. При рассмотрении с определенного расстояния человеческий глаз самостоятельно комбинирует цвета и кажется, что они смешиваются. Так возник целое направление в живописи – пуантелизм, письмо точками.

Жорж-Пьер Сёра. Сена у Курбевуа
Жорж-Пьер Сёра. Сена у Курбевуа

Цветные карандаши смешиваются тоже лессировкой или иллюзорно. Штрихи плотно накладываются, рождая новый цвет. Но возможности смешивания всё равно меньше, чем у красок, поэтому лучше иметь большой набор.

При рисовании близко лежащих друг к ругу предметов, не забывайте про рефлексы. Апельсин лежащий около бутылки окрасит её часть в оранжевый. Рефлексы могут быть мельчайшими, но тонкие оттенки как раз и делают картину живой.

Гамма картины может быть холодной, больше синих и голубых красок.

Иван Айвазовский. Ледяные горы
Иван Айвазовский. Ледяные горы

В тёплой гамме преобладают красный и жёлтый.

Поль Сезанн. Игроки в карты
Поль Сезанн. Игроки в карты

Гамма может быть сдержанной, то есть яркие цвета отсутствуют. Это получается при добавлении белил, сепии или умбры. Цвета сероватые, но они не должны быть скучными.

Константин Коровин. Базар у пристани в Архангельске
Константин Коровин. Базар у пристани в Архангельске

Тёплые и холодные цвета могут присутствовать в равных количествах. Это нейтральная гамма.

Огюст Ренуар. В саду
Огюст Ренуар. В саду

Посмотрите на один интересный приём работы с гаммой. Вся картина написана в охристых, золотистых тонах, но её оживляет яркая голубая полоса. Неплохо оживлять единую гармонию чем-то контрастным.

Уильям Тёрнер. Чичестерский канал
Уильям Тёрнер. Чичестерский канал

Композиция и построение полны строгих правил, в цвете же больше свободы. Поле чудес для экспериментов.

20.07.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования