Урок 22. Натюрморт-обманка



На этом уроке я хочу рассказать о натюрмортах-обманках, «trompe l’oeil». А них предметы изображены так, будто лежат (или подвешены) на плоскости. Особенно популярны обманки стали в XVII и XVIII вв. Часто их посвящали победам в сражениях, изображая карты завоёванной территории, текст гимна и портрет монарха. Либо обманки были просто развлечением. Так весело наблюдать, как гость пытается согнать муху, ползущую по письменному столу с бумагами. А потом оказывается, что муха, как и бумаги – нарисованы. Чуть позже К. Эшер развил тему несколько в другом ключе. В наши дни, бродя по Интернету, можно найти немало современных художников, работающих в жанре обманки.

Якопо де Барбари, 1504
Якопо де Барбари, 1504г.


Федор Толстой. Ягоды смородины
Федор Толстой. Ягоды смородины. 1818г.


Мориц К.Эшер. Рептилии
Мориц К.Эшер. Рептилии. 1943г.


Дж. Хилбери. Бумажные маргаритки. 2007г
Дж. Хилбери. Бумажные маргаритки. 2007г.

На что следует обратить внимание, рисуя обманку? Идеальным объектом изображения в таком натюрморте является стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью. Взгляд зрителя направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз. Ключ ко всему – наблюдательность и усидчивость.

Частым объектом рисования является бумага. Лист бумаги вроде бы плоский, как же его рисовать? Нет, толщину он всё же имеет – очень малую. Он может быть прорванным, линованным, мятым, перфорированным. И чем больше будет таких деталей, тем интересней и естественней станет картина.

Рисуем контуры листа.

«Надрываем» его.

Рисуем собственную тень.

Теперь падающую. Чем больше лист отстаёт от поверхности, на которой лежит (висит), тем дальше падает тень – это важный момент создания иллюзии.

Пусть на листе будет детский рисунок. Он должен следовать изгибам листа. В теневых местах листа он так же темнеет.

Разлинуем лист, снова повторяя его сгибы.

Ещё один интересный предмет – капля воды. Это тот же шар или полусфера, но прозрачный. У него есть внутренняя тень и яркий блик. Падающая тень не столь длинна, мы смотрим на каплю сверху. В тень через каплю падает блик света.



Часто приходится рисовать деревянную поверхность. Самый верный способ – срисовать с плоского стола: как с бумаги на бумагу.

Попробуем сделать романтическую открытку пастелью и углём (можно взять карандаши и вообще что угодно). Полезной вещью в таких случаях будет ластик-клячка, тщательно стирающий тонкие линии. Я нарисовала состарившийся лист бумаги, сверху лежит картинка с ирисом. На листе написаны стихи. Гамма сдержанная.

Делаем набросок, рисуя сгибы листа.



Сгибы и края обвожу охрой и тщательно растушёвываю.

Рисую картинку с ирисом. Намечаю чёрным рисунок дерева.

Дерево штрихую сепией и растираю пальцем. Создаю тени от листа около сгибов, сами сгибы усиливаю сепией, охрой и светлым углём.

Прорабатываю деревянную поверхность и тонкой белой линией рисую толщину листа, вернее, вытираю этот край ластиком. Бледно карандашом пишу стих, делая нашим на сгибах ещё слабее, как будто карандаш стёрся от времени.



Краса цветка с тобою не сравнится,
Но сим подарком намекну опять,
Что, глядя на другие лица,
Твоё хочу всё время вспоминать.

Чем не открытка в день Святого Валентина?

19.01.2012. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования