Главная - Авторы - Слепая художница - Лариса Павлова

Инвалиды в австралии

...

(по письмам Лены Федосеевой)

На самом деле в моей жизни необыкновенных, замечательных и просто чудесных людей гораздо больше. Да и как может быть иначе? Ведь другие в ней не остаются. :-)

Я хочу вам рассказать об одной моей подруге – Федосеевой Лене. Это удивительная молодая женщина. Наверное, нет слов, которые могли бы передать глубину и величину Лениной души. Сказать, что она прекрасный добрый человек это значит не сказать ничего. Лена не только добрая и тактичная, она еще и очень интересный человек!

По образованию Лена архетектор. Но увлечения ее гораздо обширнее. Лена много путешествует и о своих путешествиях рассказывает на сайте www.iinet.net.au/~alexpil Когда-то Лена ездила в походы с археологическими экспедициями. Но больше всего Лена любит русский север. И она использует каждую возможность, чтобы посетить самые неожиданные и дикие уголки русского севера.

Я не буду много рассказывать о Лене. О ней расскажет статья, составленная по отрывкам из ее писем. Мне хочется лишь сказать о двух удивительных способностях Лены, которые меня не перестают поражать даже сейчас. Это ее умение вести разговор и следить за дорогой. И всегда очень трогательно звучит, когда, рассказывая что-нибудь, Лена вдруг, не меняя интонаций, сообщает, что впереди 8 ступеней. Как можно одновременно говорить и считать ступеньки, для меня до сих пор загадка. Но гораздо больше меня поражает Ленин талант рассказчика. Мы ходили с ней несколько раз в театры. И Лена с легкостью и очень увлекательно рассказывала мне, что происходит на сцене, во что одеты артисты, что они делают, какие декорации... При этом это абсолютно не мешает воспринимать то, что происходит на сцене. Я ходила в театры с разными людьми, и могу смело сказать, что такими способностями обладают очень редкие люди.

Об остальном вы можете узнать подробнее, посетив Ленин сайт и при желании написав ей письмо. Лена настолько открытый и расположенный к каждому человек, что, я уверена, она ответит на каждое письмо. приезжая в Россию Лена едва успевает встретиться со всеми своими друзьями и знакомыми, при этом назначает по несколько встреч на каждый день. И при этом искренне считает себя необщительным человеком. Оказавшись в Австралии, где не только чужая страна, но и чужой язык, Лена и там обросла множеством знакомых самых разных национальностей.

Инвалиды в Австрии

Я была поражена отношением к инвалидам в Австралии, когда сюда приехала. В моей работе, например, это постоянная головная боль, а работаю я архитектором. Мы делаем торговые центры и должны везде предоставить рампы для инвалидных колясок, которые занимают уйму драгоценного места, что приводит архитекторов в бешенство, зато хорошо для инвалидов. Кроме того везде должны быть специальные туалеты для инвалидов колясочников, огромных размеров с кучей специальных трудновыполнимых с архитектурной точки зрения требований. Такой туалет нельзя называть инвалидным, но только доступным. Однажды, просматривая архитектурные каталоги, я случайно натолкнулась на вещь, которая поразила меня до глубины души. Это был рекламный проспект какой-то строительной кампании, которая приспосабливает обычные жилые дома для удобства инвалидов-колясочников. Нужно сказать, что дома в Сиднее часто строятся в нескольких уровнях из-за сложности рельефа, так что в них обычно много лестниц. Эта кампания монтирует специальные рельсы с электроприводом в лестничные поручни для подъема инвалидной коляски. Одним нажатием кнопки ты присоединяешь ручку коляски к этому рельсу и без всяких усилий как на эскалаторе поднимаешься на следующий этаж.

Особое впечатление производят те вещи, которые сильно отличаются от того к чему мы привыкли в России. Одно из первых впечатлений - когда ты идешь в какое-нибудь общественное место, типа торгового центра, выставки, кафе, или просто местного районного центра - ты видишь очень много инвалидов в колясках, одних или с сопровождающими, всегда очень прилично одетых и веселых. В России довольно редко увидишь человека в коляске на улице, я думаю, в основном из-за трудности транспортировки. Здесь с транспортировкой проблем нет. Для этого существует много доступных способов. Первое - такси. По крайней мере, одна пятая всех такси здесь имеют сзади (вместо багажника) специальную кабинку для инвалидной коляски с окнами и выдвигающимся пандусом. Таких такси, похоже, гораздо больше, чем нужно, так что обычные люди тоже ими могут пользоваться - у них такой же салон, как у обычных и та же стоимость. Ты можешь сказать - ну такси, какой же инвалид может ездить на такси? На самом деле такси здесь гораздо дешевле, чем в России по соотношению к зарплате, и вполне доступны. Конечно, ты не можешь ездить на такси каждый день, но иногда - это вполне реально. Особенно выгодно ездить на такси на небольшие расстояния и с друзьями - 3-4 человека. Если ехать в пределах 10 минут, оказывается на четверых дешевле, чем на автобусе, так как плата берется не с человека, а одна на всех по времени, а общественный транспорт здесь довольно дорогой. Если ехать на такси далеко (больше 20 минут), то получается, конечно, дороговато.

Второй способ перемещения для инвалидов - автобусы. В новых автобусах (а их уже больше половины, и старые постепенно на них заменяются) в центре - большое пустое пространство с откидными креслами, расчитанное на две инвалидных коляски. Если инвалидов нет, то на этих местах можно сидеть, но все равно большая часть этого пространства пропадает впустую. Нужно сказать, что за четыре года здесь я только один раз видела инвалида в коляске, путешествующего на автобусе (наверное, они все-таки предпочитают такси), поэтому это произвело впечатление. Я ехала на работу, и вдруг на одной из остановок автобус стал ерзать на месте - то вперед чуть проедет, то назад. В конце концов, я заметила, что это он пытался подъехать точно к тому месту на тротуаре, где ждал инвалид. Потом раздался жужжащий звук, и с задней площадки выдвинулся пандус. Открылась дверь, при этом над ней загорелась сигнальная лампочка и включилась сирена, как при пожаре. Инвалид въехал по этому пандусу в автобус, пандус задвинулся, и автобус поехал дальше. Водитель предупредил всех пассажиров, что в автобусе находится человек в инвалидной коляске, чтобы они были внимательны (не знаю, понравилось ли это инвалиду). То же самое повторилось, когда инвалид выходил из автобуса. Все это, конечно, здорово, но чуть-чуть черезчур, я считаю - я не знаю, что бы я чувствовала, если бы была на месте этого человека, но мне кажется, я не хотела бы привлекать к себе столько внимания, по крайней мере, предупреждение пассажирам было, с моей точки зрения, явно лишним.

Да, еще об автобусах. В этих самых новых автобусах, когда он подъезжает к остановке, опускается передняя подножка (вернее, весь передний левый угол), чтобы людям не нужно было высоко поднимать ноги, чтобы войти в автобус. Нужно сказать, что проезд в общественном транспорте для инвалидов бесплатный, а для пенсионеров то ли тоже бесплатный, то ли гораздо дешевле, чем для всех остальных.

В общем, выглядит так, что для инвалидов и пенсионеров здесь нет никакой проблемы, чтобы добраться из одного района Сиднея в другой (конечно, где есть общественный транспорт, а он есть не везде), но здесь ты и не привязан к жилью, как в России (такой вещи, как прописка, не существует, и очень трудно местным людям объяснить, что это такое - они просто не понимают). Так что если тебе нужен общественный транспорт, ты просто переезжаешь в тот район, где он есть. Для незрячих людей на всех светофорах на оживленных улицах и в центре районов сделаны специальные устройства, которые издают характерный звук, когда зажигается зеленый свет. Это, кстати, помогает и зрячим, так как ты не должен пристально смотреть на светофор, ты можешь смотреть по сторонам, и как появится этот звук - значит, зеленый свет. На платформах поезда (вроде нашего метро, только в основном наземного) в полуметре от края платформы сделана специальная выпуклая полоса из кружков, ты ее чувствуешь, наступая на нее, и знаешь, что край платформы близко. Это опять-таки помогает всем - когда ты, ожидая поезда, бродишь по платформе, не нужно заботиться о том, чтобы смотреть на край платформы - ты всегда его почувствуешь, когда наступишь на эту полосу. Уже не стоит упоминать, что на каждой платформе есть лифты для инвалидных колясок, и, кстати, в поезде я чаще видела инвалидов, чем в автобусах, скорее всего, просто потому, что поезд - более распространенный вид общественного транспорта.

Еще для незрячих тренируют специальным образом особую породу собак Golden Retriever (не знаю, как она называется по-русски - я не видела в России таких собак). Они среднего (ближе к большому) размера, мохнатые, светло золотистого цвета, и считаются одной из самых умных пород собак. Они очень популярны здесь (это, пожалуй, самая распространенная и модная здесь сейчас порода), многие их держат просто так, без специальной тренировки. Но вообще их тренируют как собак-поводырей для незрячих, они умеют (после тренировки) различать красный и зеленый цвет на светофорах, ходить по специальным маршрутам, запоминать дорогу и т. п. Я видела здесь незрячих людей с такими собаками на поводке. Говорят, что незрячие получают таких собак бесплатно, уже тренированных (не знаю, существует ли на них очередь), но вообще тренировка таких собак стоит очень дорого, несколько тысяч долларов. Не знаю, кто это оплачивает - государство или какие-нибудь спонсоры, но в каждом универмаге стоит большая копилка в виде такой собаки, куда люди могут бросать деньги, и все знают, что это на тренировку таких собак для незрячих. Еще здесь часто проводят благотворительные акции, например, неделя помощи детям, больным раком (было недавно). В универмагах продают, например, букетики цветов, или ручки, или конфеты, или еще что-то, недорого, и висит объявление, что 50 центов с каждого букетика или ручки идет в фонд помощи незрячим, или детям, больным раком, или еще куда-то. Народ покупает (я сама покупала такие букеты цветов несколько раз) - и приятно, и вроде полезное дело делаешь.

А пенсионеры, которым тяжело ходить, ездят здесь на таких маленьких тележках с электрическим двигателем, похожих на трехколесный велосипед (без педалей), которым они вполне легко управляют. На них, конечно, далеко не уедешь, но до ближайшего магазина или кафе вполне можно. Такие тележки очень часто видишь на улицах, причем в основном на них ездят люди явно за 80. Сзади у этих тележек маленьких флажок на высоком стержне, что выглядит довольно весело. Причем на всех пешеходных тротуарах (повторяю, абсолютно на всех), там, где тротуар переходит в проезжую часть, сделаны пандусы, чтобы легко можно было бы съехать на такой тележке. Так что инвалиды здесь - равноправные члены общества, и их очень часто видишь на улицах. Кстати, одна из вещей, которая мне здесь очень нравится - то, что очень часто видишь пожилых людей и пенсионеров в кафе и ресторанах. Нужно сказать, что цены в кафе довольно дешевые и доступны абсолютно всем, включая пенсионеров и инвалидов, а в ресторанах несколько дороже, но тоже не разорительно, как в России. Например, многие люди ходят в ресторан каждую пятницу, и это вполне доступно.

Еще одно место, где любят встречаться пожилые люди - клубы. Это вещь, совершенно неизвестная мне в России, и впервые я побывала в клубе только недавно и была приятно поражена. Все мои предыдущие познания о клубах были почерпнуты из фильмов про Шерлока Холмса - типа клуба молчальников. Туда могут ходить только члены этого клуба. Это стоит 11 долларов в год (все равно, что ничто). (Для справки - австралийский доллар - примерно половина американского, чуть больше). Достаточно записаться одному человеку, а остальные могут быть его гостями. Это оказалось огромное помещение с фонтаном и бассейном в центре, с красивым интерьером, с кучей укромных уголков, отдельных комнаток и закоулков, очень приятно оформленных, зон для курящих и некурящих, кафешек, ресторанчиков, баров, игровых автоматов, с джимом (спортивным залом), сауной и т. д. и т. п. В общем, если ты не хочешь сидеть дома, ты можешь пойти один или с друзьями в клуб, и очень мило провести там время в приятной обстановке. Причем там все очень дешево, та же еда и джим, по крайней мере, в полтора раза дешевле, чем обычно. Поэтому там было очень много пенсионеров, кампаниями. Разве в России ты увидишь пенсионеров и инвалидов в кафе или в ресторане?

Еще одна вещь, которая меня поражает здесь - количество инвалидов в колясках в аэропорту, выходящих из самолетов международных рейсов. Когда мы кого-нибудь встречаем или провожаем в аэропорту, обязательно видишь, по крайней мере, несколько колясочников в каждом рейсе - это, значит, путешествовать доступно для них. В России я никогда не видела людей в колясках в самолетах. В самолетах для них тоже, естественно, есть специальные места. Особенно много приезжало инвалидов на Олимпиаду - мы в то время как раз кого-то встречали или провожали, и просто толпы колясочников выходили с какого-то рейса, наверное, на пост-олимпийские игры. Стюардессы к таким людям особенно вежливы, каждую коляску обязательно везет работник аэропорта в форме, хотя люди могли бы вполне справиться сами - но это здесь просто принято.

После каждых Олимпийских игр (я этого не знала раньше, до Олимпиады в Австралии) существуют так называемые пост-олимпийские игры, для инвалидов. Съезжаются люди со всех стран света. Наша учительница английского рассказывала, что она ходила на одну из таких пост-олимпийских игр - футбол для слепых. Они тоже играют с мячом, но мяч звенит, и они слышат его по звуку. Она говорила, что очень впечатляюще.

Говорят, здесь в Австралии много даунов, так как женщины часто рожают поздно. Для даунов здесь есть специальные общежития, в которых они живут, общаются, там вроде есть какие-то развлекательные мероприятия для них. Я слышала, что они активно борются за свои права, требуя признать их равноценными членами общества.

Федосеева Елена
Персональный сайт - Страна наоборот

Надеюсь вам понравится Лена и ее творение! :-)

(© Лариса Павлова, dorrit@list.ru, Слепой художник)


Слепая художница