1. Вступление



[an error occurred while processing this directive]

Михаил Обрубов

По технологии фарфора издано немало книг, но до сих пор не существует систематического труда, раскрывающего многообразие художественных возможностей этого действительно царского материала, с которым работали многие талантливые художники. Интерес к фарфору имел свои взлёты и падения не только со стороны поклонников, но и со стороны художников. В фарфоре работали: М.Врубель, К.Сомов, И.Билибин, но это было для них лишь эпизодом творческой биографии. В начале 20 века был сделан ряд попыток вывести фарфор в область большого искусства. Советский период в истории Русского фарфора характерен тем, что он породил такое явление как «Авторский фарфор». В фарфоре стали работать художники, которые смогли объединить многие возможности материала и использовать их для построения единого художественного образа. Художник по фарфору постепенно превращается в универсала, владеющего навыками: скульптора и живописца, архитектора и технолога; претворяющего в жизнь свои художественные замыслы в фарфоре не по призванию со стороны, а по внутреннему призванию и от восхищения возможностями, таящимися в материале.

Можно говорить уже о нескольких поколениях профессиональных фарфористов, которые продолжают расширять пространство искусства в фарфоре, несмотря на многие неблагоприятные внешние обстоятельства, которые в основном сводятся к отсутствию творческих мастерских и денежных средств. Крупные замыслы в фарфоре осуществимы лишь при наличии хорошо отлаженной производственной базы, что возможно в условиях большого производства, такого как: Императорский фарфоровый завод (бывший ЛФЗ), ПК «Дулёвский фарфор» (бывший Дулёвский фарфоровый завод), ЗАО «Вербилки» (бывший Дмитровский фарфоровый завод). Крупные фарфоровые предприятия имели художественные лаборатории, где работали художники, имеющие все возможности для осуществления творческих замыслов. Работа в коллективе мастеров давала и творческую среду для роста молодых художников.

Условия небольших частных мастерских не позволяют освободиться от денежной зависимости и диктуют свою коммерческую политику, часто зависящую более от воли заказчика, чем от воли художника. Требуются огромные усилия для того, что бы выкроить время для творческой работы. В то же время, сама возможность организации частных фарфоровых мастерских профессиональными художниками-фарфористами таит огромные возможности для творчества при возникновении интереса непосредственно к авторским произведениям, а не к мелкой сувенирной или подарочной продукции. Сейчас, художник по фарфору – это очень редкое явление, при падении интереса к искусству вообще. Но, искусство фарфора – это, несомненно, искусство будущего и, попадая в руки даже неискушенных людей, фарфор превращает их в поклонников и ценителей своей неподражаемой красотой.

Аналога фарфору нет. Фарфор может подражать: мрамору, золоту, драгоценным камням – подражать фарфору не в состоянии ни один материал. Это – «звонкое чудо». И, действительно, художники по фарфору бессмертны в своих произведениях, как записал писатель В. Бахревский, побывав очередной раз на Дулёвском фарфоровом заводе.

Познакомившись впервые с фарфором более 30 лет назад и полюбив его раз и навсегда, я бы хотел поделиться своей любовью с теми, кто только выбирает эту профессию, и с теми, кому не безразлична судьба Русского фарфора. Для моих коллег профессионалов вряд ли я скажу что-то новое, но надеюсь, что труд сей, послужит к общей пользе. Профессиональные же искусствоведы да простят меня за вторжение на их территорию, поскольку желания мои просты и заключаются в том, что бы абитуриенты поступали на отделение керамики не потому, что не прошли на живопись или компьютерное проектирование, а потому что фарфор – один из замечательнейших материалов искусства.

Миахаил Обрубов, 6 мая 2012 г.


К оглавлению уроков фарфора