3. Знакомство с материалом



[an error occurred while processing this directive]

Обычно ряды художников-фарфористов пополняют выпускники высших и средних специальных учебных заведений, в которых есть отделение керамики, хотя бывают и исключения. В истории Дулёвского фарфорового завода было несколько художников, не получивших специального образования, но пробившихся за счёт личных качеств и талантов, например: П.В. Леонов (Фото 1).

Фарфор П.В. Леонова. Золотой олень
Фото 1. Золотой Олень

Некоторые талантливые исполнители, тиражирующие работы других художников по образцам, переходили со временем на творческую работу и создавали авторские работы, а иногда и оказывали влияние на художественный процесс в целом. Среди ярких мастеров самородков нельзя не назвать Владимира Климентьевича Яснецова (Фото 2), который создал целое направление в фарфоре 70-х годов, с характерной размашистой мазковой живописью и ярким колоритом.

Фарфор Я.К. Яснецова
Фото 2.

И всё же это исключение из правила и большая часть профессиональных фарфористов имеет специальное художественное образование, которое позволяет расширять границы, отведённые фарфору промышленным производством. В фарфоре советского периода можно найти явное переусложнение бытового фарфора, связанное с естественной потребностью авторов работать на уровне полученного образования, а, не только исходя из потребностей массового производства.

Художник и производство – это отдельная тема, которой мы коснёмся лишь вскользь, поскольку условия современного производства враждебны искусству, и появление новых предпринимателей не способствует развитию авторского фарфора. Художник по фарфору это элитарная профессия, требующая особой аскетической подготовки, потому что результаты труда выходят за грань практической необходимости, но, в то же время, относятся к области прикладного искусства. Художнику по фарфору творческий зуд покоя не даёт, но и деньги необходимы для осуществления творческих проектов. Фарфор требует «жертв». Поэтому так много «сбежавших с поля боя». Но, если вопреки всем трудностям, вы всё же встали на этот путь, то впереди вас ждёт увлекательнейшее путешествие в область создания реальных ценностей из «земли и огня».

изделия из фарфора

Первоначальные навыки молодые фарфористы в большинстве случаев получают во время практических занятий с материалом. Ничего более скучного, чем копирование первых образцов, для художника с амбициями, и придумать нельзя. Но самый эффективный метод обучения росписи по фарфору – это копирование хороших образцов. Просто нужно найти те образцы, от которых дух захватывает. Хорошо, если копирование ещё и оплачивается в процессе обучения, но здесь возникает опасность «наступить на горло песне». Освоение ремесла – это ступенька, ведущая к вершинам, где сидят мастера, но меркантильность и удовлетворение первыми успехами порождают лишь самодовольство и преграждают путь к творчеству. Это потом ты становишься недоволен результатами своего труда, а по началу, каждый сам себе – мастер. С годами профессия смиряет, и вдруг начинаешь видеть то, что всегда было перед глазами, а ты не видел…

изделия из фарфора

Часто возникает вопрос: а нужно ли фарфористу владеть академическим рисунком и живописью, ведь декоративно-прикладное искусство всё сплошная манерность и стилизация? Поверьте, что – нужно. Если вы хотите жить полноценной жизнью художника, то чем серьёзнее будет предварительная подготовка, тем шире будут творческие возможности. Универсальность – это независимость. Высокое мастерство – это возможность оплачивать свою творческую свободу, которую очень легко потерять при диктатуре среднего вкуса. Творческая жизнь радостна для самого творца, но результаты её, выраженные произведениями искусства, очаровательны лишь для небольшого круга знатоков и любителей. Украшательство часто вызывает недоумение в отличие от искусства, которое вызывает благоговение и не нуждается в оправдании. Но грань между этими явлениями не столь очевидна, и часто становится камнем преткновения, вызывая искусствоведческие и обывательские споры. Художественный вкус имеет глубокие духовные корни. Поэтому каждый художник ещё и миссионер, проповедующий определённую систему ценностей. Эта система или уже воспитана в художнике духовной культурой его круга, или внедряется в сознание вместе с программой учебного заведения в симбиозе с влиянием студенческой среды.

изделия из фарфора

В идеальном варианте, лучше всего обучаться среди мастеров, с которыми чувствуешь духовное родство. Семейные ремесленные цеха тоже были весьма эффективны, как школа мастерства. Но, как возбудить интерес к профессии у студентов, которые видят лишь чёрный и низкооплачиваемый труд, имеющий далёкое отношение к искусству?

Вообще, основная задача молодого фарфориста – это научиться учиться. Хорошей школой является постепенное прохождение всех стадий изготовления фарфорового изделия: от проекта до объекта. Но совсем не обязательно, что бы первые пробы были авторскими. Нужно просто научиться лепить, формовать, отливать изделие из шликера, приставлять детали; освоить технику резьбы и поэкспериментировать с фактурами. Некоторые художники используют для этого различные насадки (для теста), металлические сетки, штампы. Когда душа вволю насытится экспериментами, хорошей школой будет и копирование достойных образцов.

изделия из фарфора

Конечно, хочется всего и сразу, но в фарфоре это не получится. Лучше с самого начала стараться делать всё правильно, и завести привычку начинать работу с эскизов и тщательно приготовленных красок. Хорошая подготовительная работа сократит время, необходимое для доработки и корректировки изделия, когда оно из плоского рисунка станет объёмом, который, несомненно, поразит вас своими изменениями. Кроме того, хорошо выполненный проект поможет завоевать уважение модельщиков и литейщиков, услугами которых всё равно придётся воспользоваться, если вы предпочитаете грамотно использовать своё рабочее время.

Михаил Обрубов, 23 мая 2012 г.


К оглавлению уроков фарфора