7. Роспись изделий из фарфора

сервиз. Роспись по фарфору. М.Обрубов

Роспись может производиться как подглазурными так и надглазурными красителями. Подглазурная роспись производится по утильному черепку (изделие после первого обжига на 900 гр.). Для подглазурной росписи используются поглазурные пигменты и соли металлов. Для получения розового цвета используется «золотые смывки»: слабый раствор препарата жидкого золота, разбавленный скипидаром. Описания красителей, их свойств и химические составы уже опубликованы в различных специальных изданиях, поэтому мы отсылаем всех к первоисточникам, по которым и мы изучали все препараты.

По указанным рецептам можно самим изготовить растворы солей металлов. Все остальные красители лучше приобретать в готовом виде. Сейчас доступны любые красители, поэтому выбор должен сделать художник самостоятельно. Единственная рекомендация – это необходимость сделать палитру проб. Мы это делаем обычно на борту десертной тарелки, нанося краску наборным мазком и заливкой с последующими лессировками для получения глубокого цвета и проверки на кракелюр. Некоторые надглазурные краски иногда при толстом слое вызывают отслоение глазури от черепка. От таких красок лучше избавиться сразу. После обжига некоторые краски Дулёвского красочного завода выглядят не так прозрачно как все остальные. Поэтому выбор красок дело индивидуальное.

Кофейный набор. Роспись по фарфору. Г.Обрубова

Отдельно стоит остановиться на выборе кистей для надглазурной росписи. Лучше всего использовать беличьи кисти ручной вязки. Дулёвский красочной завод раньше выпускал кисти всех наименований и номеров. Номера кистей определялись по диаметру трубки, а названия определяли специфику: мазковые, пестрёточные, отводные на ус и отводные на ленту. Дулёвский завод на данный момент не выпускает более кистей для росписи фарфора, и большинство известных мне художников пользуются сейчас кистями кировского производства. От качества кистей зависят почти все виды надглазурной росписи, особенно мазковая. Без хорошей кисти не сделать хороший наборный мазок. Когда живописец выбирает новую кисть, то она некоторое время сопротивляется и только постепенно принимает ту форму, которая необходима для определённого мазка. Пестрёточные кисти для тонкой графики могут не всегда подойти, если кончик кисти подобран не качественно. Некоторые художники приспособились «подрезать» кисти, т.е. делать их тоньше в диаметре острым лезвием, обрезая равномерно по всему периметру. Для некоторых видов мазков кисти удлиняют, обрезая длину самой трубки в верхней её части ниже к корню кисти.

В виде палитры обычно используется обыкновенное оконное стекло, нарезанное по стандартному размеру для удобства складирования. Мы используем стекла размером 20 на 20 см., делая для них специальные закрывающиеся шкафчики-этажерки. Палитры меньше пылятся и занимают меньше площади на рабочем столе, что тоже важно, когда при работе используется сразу много разных красок. На каждом стекле такого формата можно растереть не более трёх цветов. Некоторые художники используют стёкла большого формата, расправляя больше пигментов и используя сразу в один день всё количество разведённой краски. Так используют обычно предварительно растёртую и просушенную краску. Расправляют пигмент шпателем на живичном скипидаре с добавлением скипидарного масла для эластичности. Пигмент растирается до тех пор, пока не превратится в однородную массу без комочков. Некоторым пигментам необходимо некоторое время для того, что бы они растворились маслом и скипидаром и превратились в краску пригодную для работы. Мы часто используем предварительно растёртую на скипидаре и вылежавшуюся краску, которую храним в специальных баночках с крышками. Масло добавляется в краску непосредственно перед использованием на самой палитре.

Кувшин. Роспись по фарфору. м. Обрубов

Художники обычно пользуются готовыми шпателями, которые есть сейчас в продаже, но некоторые изготавливают их сами из обыкновенных кухонных ножей с тонкими гнущимися лезвиями. Нож обрезается наискосок, где меньшая длина оставляется с заточенной стороны. По ширине лезвие должно сужаться по направлению к рукоятке. Вся работа может быть проделана на точильном станке. После грубой обработки шпатель шлифуют наждачной бумагой. Самодельные шпатели удобней в работе с большим количеством отечественного пигмента, который необходимо готовить долго и тщательно.

Но когда он правильно приготовлен, то ничем не уступает импортным пигментам. Пурпурные пигменты российского производства имеют неподражаемые оттенки. Импортные красители имеют в своём составе больше флюса и приобретают после обжига равномерный блеск, но появляется и некоторая, едва заметная, размыленность, вероятно, от добавок белого пигмента. Практика обычно помогает выбрать из всех предложенных возможностей самые подходящие. Палитра фарфоровых красителей столь многообразна сейчас, что многие художники часто пользуются очень небольшой её частью. Существуют некоторые особые требования к надглазурным краскам, которые используют для декорирования посуды предназначенной для питания: в этом случае должны использоваться только кислотостойкие красители.

Поднос. Роспись по фарфору. Г.Обрубова

Конечно, лучше один раз увидеть, чем читать скучные описания очень простых движений, из которых состоит процесс росписи фарфора, поэтому не имеет смысла тратить время впустую. Самый эффективный процесс обучения – это работа в мастерской вместе с мастером. Этого ничем не заменить. Посмотреть, как виртуозно работают профессионалы – это удовольствие. Каждый мастер – это стиль. Но всё же, конечный результат иногда непостижим. Смотришь и думаешь: как он это сделал? Многие старые мастера неохотно делились своими секретами. Поэтому большую часть открытий художник делает сам в процессе работы. Эксперимент является непосредственной частью творчества. Делиться или не делиться? Учитель не имеет права не делиться, художник имеет. Секреты старых мастеров так и остались секретами. Но одно очевидно: работы они не боялись. Трудодельность – это самая распространённая характеристика работ дореволюционных мастеров росписи по фарфору. Мы всегда искали какие-то эффекты, лёгкие пути, а они просто работали столько, сколько нужно для того, что бы исполнить вещь, как можно лучше. Это тоже секрет успеха. Чем больше времени тратит художник на произведение, тем больше оно наполняется жизнью. Иногда кажется, что художник – раб вещи. Наверное, это было бы правдой, если бы не та любовность, с которой сделаны все эти восхитительные работы.

Михаил Обрубов, 10 января 2013 г.


К оглавлению уроков фарфора