13. Образование и профессия



Профессия художника по фарфору требует большого количества знаний и навыков. Даже если ограничиться только специальными предметами, то это будет весьма внушительный список. Вообще, чем разностороннее образование, тем шире область его применения. Я не сторонник узкой специализации, тем более в наше время, когда человеческие отношения всё больше скатываются в крайность: работодатель – работник, где работодатель приобретает больше прав, а работник теряет последние. Положение свободного художника обязывает быть универсалом.

Хотелось бы подробнее остановиться на живописи. На сегодняшний день мы формально разделяем живопись на декоративную и академическую. Академической живописи обучают в Академии художеств, Суриковском институте, Академии И. Глазунова. Последние 20-25 лет в искусстве фарфора вновь стали востребованы художники с академическим образованием. Это очень узкая специализация, но и требующая высочайшего мастерства. Традиции русской академической живописи по фарфору имеют давнюю историю и связаны в основном с Императорским фарфоровым заводом. Работы, выполненные во времена Российской империи, безупречны по исполнению.


Портрет

В этом направлении работали лучшие мастера, которые не были ограничены временными рамками. Имена многих из них история не сохранила, но даже средний уровень говорит о высоком профессионализме исполнителей в целом. Шедевры заслуживают неподдельного восхищения. Советский период истории ИФЗ-ЛФЗ менее богат на художников академического направления, но, тем не менее, они были и успешно работали. Современная академическая живопись по фарфору носит более копийный характер,


Копия. Ручная работа

но это неизбежный переходный период накопления профессиональных навыков. Будем надеяться, что количество перейдёт в качество, и мы увидим новый всплеск русского художественного гения в фарфоре.

Учебные заведения прикладного и декоративного направления стараются изначально привить стилизованные приёмы, характерные профильному направлению, часто в ущерб академическому образованию. Считается, что художник-прикладник не должен обладать навыками передачи натурального сходства с изображаемый реальностью. Можно возразить на этот тезис словами, известного своей манерностью, М. Врубеля,


Блюдо "Садко"

что любое самое фантастическое произведение должно быть убедительно в деталях. Проще говоря, рисовать нужно уметь, и недостаток академического образования у современных прикладников не делает их произведения интереснее и оставляет в рамках народного творчества, которое имеет узкий круг любителей.

Коммерческой востребованностью пользуются академические портреты на плоских предметах, вазах. На сервизных формах и отдельных предметах делаются жанровые сцены, пейзажная живопись и виды городов. Фарфор выступает в роли носителя изображения, что делает работу художника практически нетленной.

Известные авторы-керамисты в советское время уделяли много времени на поиск собственного стиля, манеры, что делало их более узнаваемыми на общем фоне.


На катке

Формализм вообще был свойственен советской керамике, так как поиски в области мировоззрения не очень приветствовались. Сейчас, при всех недостатках рыночной экономики, свободу творчества никто не ограничивает и появляется много художников оригинальных направлений, ищущих не только в области формы, но и в области мировоззрения и философии. Мы потеряли общность идеологическую, но можем обрести единство в многообразии.

Современный потребитель, в силу ряда причин, не нуждается пока в работах популярных и узнаваемых авторов. Среднего покупателя фарфоровых изделий устраивает универсальный академический стиль живописи без претензий на авторство. Но это не значит, что художник с хорошим академическим образованием не может стать востребованным автором в технике фарфора. Фарфоровый пласт имеет свои сложности в работе, но результат оправдывает все затраты. Современные технологии позволяют работать с пластами любого размера.


Роспись керамического панно

Существует и возможность стыковки пластов, если нужно увеличить живописную поверхность. Фарфоровые пласты, с нанесённой на них живописью, могут украшать фасады и интерьеры зданий, выдерживать любые перепады температуры, не нуждаясь в реставрации и не меняя изначального цвета. Как произведения искусства, они имеют несомненные технологические преимущества.

Сейчас, при избыточном предложении произведений, выполненных в технике: масляной, акриловой и темперной живописи, произведений, исполненных в традиционной технике керамики, немного и мастеров живописи по фарфору – единицы. Поэтому, для ищущих художников, в области фарфора есть большие перспективы.

Художник-живописец получает просто более долговечный материал, чем холст или дерево. При наличии определённых навыков, техника исполнения может иметь различные приёмы, где применяются все известные способы нанесения красок на поверхность. Можно использовать кисть, тампон, аэрограф, применять и новые технологии механического перевода, такие как цифровая деколь, для создания точных копий работ, которые выполнены в другой технике и на другом материале.


Копии, исполненные методом декалькомании

Споры о том, нуждается ли художник по фарфору в академическом образовании, поэтому теряют свой смысл. Художник с академическим образованием может использовать все свои навыки, художник-прикладник – свои. Здесь, скорее возникает спор о вкусовых пристрастиях, где художники каждого направления отстаивают свою художественную концепцию, манеру.

В завершение заметки хочется сказать, что мир большой, места для всех хватает. Чем больше профессионалов будет работать с материалом, тем больше интереса он вызовет у зрителя.

Обрубов М, Обрубова М.М 28 мая 2015 г.


К оглавлению уроков фарфора