Клуб взаимного страхования

...

Создаваемые судовладельцами организации с целью совместного возмещения убытков, которые обычно не покрываются по условиям договоров морского страхования: страхование ответственности на случай смерти или увечья лиц судового экипажа, пассажиров, портовых рабочих; 25% ущерба, причиненного другому судну при столкновении; повреждения неподвижных и плавающих предметов; расходы по устранению в целях безопасности мореплавания остатков затонувшего имущества из акватории портов и фарватеров: ответственность судовладельцев за сохранность принятого к перевозке груза. Клубы принимают в необходимых случаях меры по предотвращению ареста застрахованных судов и оформляют в этих целях банковские гарантии. Для защиты интересов своих членов клубы имеют представителей или корреспондентов, .которые контролируют ход погрузочно-разгрузочных работ и принимают соответствующие меры при возникновении претензий к судовладельцам. В настоящее время в мире действует около 70 клубов. Финансовую базу клубов составляют страховые взносы, из которых формируются фонды для оплаты претензий к судовладельцам-членам клуба и покрытия расходов по ведению дела. Размер взносов зависит от типа судна, его брутто-регистрового тоннажа, района плавания, объема страховой ответственности, а также требовании национального законодательства в отношении ответственности судовладельца за действия членов экипажа и его агентов. Руководящим органом клубов является Совет директоров, избираемый представителями судовладельцев - членов клуба. Совет собирается по мере необходимости для рассмотрения г решения принципиальных вопросов страховой и финансовой политики. Вместе с тем по поручению клубов вся текущая работа, в частности расчеты по страховой премии, оплате убытков и т.д. выполняются фирмами или фирмами-распорядителями, специализирующимися в области морского права, судоходства, страхования.

Особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. Впервые возникли в Англии после 1720 г., получили развитие с середины XIX в. В связи с тем, что 25% возможного убытка, причиненного столкновением судов, подлежало возмещению самим судовладельцем (т.е. оставлялось на риске самого страхователя). Указанный риск стали распределять между членами клуба взаимного страхования. Таким образом, в международном торговом судоходстве наиболее исчерпывающим образом гарантируют свои имущественные интересы судовладельцы, которые сочетают традиционное морское страхование с участием в клубе взаимного страхования. (где убытки компенсируются на коллективной основе). Первоначальной формой клуба взаимного страхования были клубы защиты, которые страховали ответственность судовладельца за вред, причиненный судовому экипажу, пассажирам, береговым рабочим, а также торговым сооружениям и др., связанным с эксплуатацией судов.

Наряду с ними возникли клубы ответственности, которые через страхование возмещали ущерб судовладельцам, связанный с ответственностью за сохранность перевозимых грузов (штраф вследствие ошибок и упущений капитана и экипажа, налагаемые на судовладельца таможенными, эмиграционными, санитарными, местными властями; долю общеаварийных расходов, причитающихся с груза или судна, когда общая авария вызвана небрежностью морского перевозчика и т.д.).

По мере развития данной сферы страхования произошло объединение клубов защиты и возмещения в клубе взаимного страхования (называемые также ассоциациями взаимного страхования судовладельцев), где утратило практическое значение разграничение соответствующих рисков, которые сохранились в названиях К.в.с. как дань исторической традиции.В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Осуществляют страхование ответственности судовладельцев на случай смерти или увечья лиц судового экипажа, пассажиров, торговых рабочих, а также за сохранность принятого к перевозке груза. Кроме того, на страхование в клубе взаимного страхования принимаются расходы по устранению остатков затонувшего имущества из акватории портов и фарватеров (с целью безопасности мореплавания), расходы в связи с карантином. В рамках страхования клубы взаимного страхования возмещает 25% ущерба, причиненного др. судну при столкновении или повреждении от неподвижных и плавающих предметов, в т.ч. из-за небрежности, допущенной в судовождении и управлении судном. На страхование в клубы взаимного страхования принимается ответственность по договору буксировки.

В необходимых случаях клубы взаимного страхования принимают меры к предотвращению ареста застрахованных судов и оформляют в этих целях банковские гарантии. Финансовую базу клубов взаимного страхования составляют страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются текущие расходы, связанные с функционированием клубов взаимного страхования (расходы на ведение дела).

Критериями для определения размера страховых взносов в клубах взаимного страхования служат: тип судна, его брутто-регистровый тоннаж, район плавания, объем страховой ответственности, а также требования национального законодательства в отношении ответственности судовладельца за действия членов экипажа судна и его агентов. Клубы взаимного страхования требуют включения в договор перевозки, заключаемый их членами, а также в выдаваемые ими коносаменты определенных оговорок (например, о том, чтобы договор перевозки был заключен на условиях Брюссельской международной конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил относительно коносаментов либо на аналогичных условиях).

При отсутствии подобных оговорок соответствующее введенное судно исключается из страхования в клубаx взаимного страхования, либо по нему существенно увеличивается страховой взнос. После принятия заявителя в члены клуб взаимного страхования ему выдаются сертификат о приеме, которым удостоверяется вступление в члены клуба взаимного страхования, перечень принятых на себя в клубаx взаимного страхования страховых интересов, порядок оплаты страховых взносов, размер франшизы по каждому рейсу, период страхования.

Кроме своих судов, судовладелец может ввести в клуб взаимного страхования суда, арендуемые им на условиях тайм-чартера или димайз-чартера. Высший орган клуба взаимного страхования - общее собрание членов, которые избирают Совет директоров, как руководящий орган клуба взаимного страхования для рассмотрения и решения принципиальных вопросов финансовой и страховой политики. Совет директоров клуба взаимного страхования устанавливает размер страховых взносов (могут быть предварительные, дополнительные и чрезвычайные) исходя из расчетных и фактических сумм, необходимых для оплаты всех претензий и покрытия расходов на ведение дела. Практическая сторона дела поручается специализированным фирмам, распорядителям (ведущим расчеты и т.д.) - аджастерам, сюрвейерам и др., которые обладают профессиональными знаниями в области страхования судоходства, морского права и т.д.

Деятельность фирмы-распорядителя находится под общим контролем совета директоров клубов взаимного страхования. За выполненную работу для клуба взаимного страхования фирма-распорядитель получает вознаграждение в виде определенного процента комиссии от общей суммы страховых премий, оплачиваемых судовладельцами, членами клуба взаимного страхования. В структуре клуба взаимного страхования представители-корреспонденты - действуют в крупных морских портах, которые контролируют ход выполнения погрузочно-разгрузочных работ и принимают соответствующие меры при возникновении претензий к судовладельцам, членам клубов взаимного страхования. При наступлении страхового случая судовладелец должен обратиться в клуб взаимного страхования, а при предъявлении претензий представить в клуб взаимного страхования аварийный сертификат, акт экспертизы, оправдательные и др. документы, относящиеся к убытку.

Крупнейший клуб взаимного страхования - Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж, застрахованный этим клубом взаимного страхования, составляет около 200 млн брутто-регистровых тонн. Деятельность этого клуба взаимного страхования построена на интернациональной основе и принимает в свой состав всех желающих судовладельцев независимо от их национальной принадлежности, типа и размера судов, которыми они владеют.

В настоящее время объединяет в своем составе судовладельцев более 50 стран. Клубы взаимного страхования консультируют своих членов по различным вопросам морского права, коммерческой практики, оказывают помощь в составлении проформ коносаментов, а также содействуют в установлении деловых контактов судовладельцев со стивидорами и др. фирмами, занятыми обслуживанием морских судов (эти услуги оказываются без дополнительной платы).


Страхование