Январь по православному календарю

...

2 января — Праведного Иоанна Кронштадтского (1908).

3 января — Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326).

6 января — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

7 января - РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

8 января — Собор Пресвятой Богородицы. Праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

12 января — Святителя Макария, митрополита Московского (1563).

13 января — Отдание праздника Рождества Христова.

14 января — Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Кап-падокийской (379).

15 января — Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

17 января — Собор 70-и апостолов.

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный.

19 января — СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

22 января — Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569).

23 января — Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).

24 января — Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529).

25 января — Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237).

27 января — Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335).

30 января — Преподобного Антония Великого (356).

31 января — Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.

Рождество и Богоявление

25 декабря (7 января по новому стилю) Церковь празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, один из великих двунадесятых праздников.

Перед рождением Спасителя римский император Август издал повеление произвести всенародную перепись. Пресвятая Мария и праведный Иосиф должны были идти в Вифлеем, чтобы записаться в государственные списки. Стечение народа было так велико, что многим недостало места в городе. Мария и Иосиф принуждены были найти себе приют в пещере на окраине Вифлеема, куда пастухи загоняли на ночь стадо. В этой твердыне скал в полночь Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости.

В эту ночь, даровавшую мир всему миру, все было погружено в глубокий сон, но не все спали. К пастухам близ Вифлеема явился Ангел Господень и возвестил им великую радость рождения Спасителя. В эту тихую ночь Вифлеем уподобился небу. Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным из тружеников. Тайну Он утаил от премудрых и открыл младенцам. И пошли пастухи в Вифлеем, и нашли Пречистую Деву и Спасителя, лежащего в яслях, и поклонились Ему. И стала для них эта пещера святым храмом.

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово возвещено было волхвам «звездословцам». Следуя за чудесной звездой, языческие мудрецы нашли пещеру, где был Младенец, и ужаснулись, видя не скипетры и престолы, но крайнюю нищету. Волхвы «падше пок-лонишася ему» и принесли Ему дары: злато, ладан и смирну. И в их лице весь языческий мир преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира.

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воз-сия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты Востока, Господи, слава Тебе».

Святки

В пределах предпраз-днества и попразднес-тва праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями. С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника. Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия.

Богоявление

В праздник Богоявления (Крещения) совершается чин водоосвящения, называемый великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня. Великое водоосвящение совершается только в праздник Крещения Господня. Вода, освященная в этот день (вечером 18 и весь день 19 января по новому стилю), называется крещенской и имеет в себе особую благодатную силу. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник (вечером 18 января), и вода, освященная в сам день Богоявления, — различны. На самом деле и в сочельник, и в сам день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Великая агиасма (с греческого — «святыня», так называется вода после чина великого освящения) освящается троекратным погружением в нее Креста, крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

Крещенскую воду некоторые верующие используют в целебных целях, так как силой Божией она приобретает сверхъестественные качества и освящает всякого принимающего ее с верой.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая крещенская вода в продолжение многих лет остается нетленной.

Чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменить жизнь, покаяться и спастись.

Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний.

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят возле икон. Крещенская вода, как и Святое Причастие, принимается верующими только натощак.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

(Подготовил о. Петр (Петров), настоятель Свято-Никольского храма.)