Биометрический метод защиты

...

Эпоха угонов автомобилей уходит – пришли биометрические системы защиты

С проблемой угона транспортного средства любой владелец автомобиля знаком не понаслышке. В наше время машина является объектом пристального внимания целой криминальной индустрии по краже, переделке, разборке Grand Starex и последующей продажи автомобилей всех марок и ценовых категорий. Не помогают даже всевозможные хитроумные охранные автомобильные сигнализации – всего лишь за 2010 год в России было угнано более 30 тысяч машин, что в 1,5 раза больше чем в 2009 г. Кстати, в Западной Европе и развитых странах Азии статистика показывает прямо противоположную тенденцию. На общем фоне растущей, в связи с безработицей, преступности, этот факт выглядит более чем странно.

На самом деле все просто – именно на 2010 год пришелся расцвет биометрических защитных автомобильных устройств. Известные уже в течение нескольких лет детекторы отпечатка пальца на ноутбуках и индивидуальных сейфах, наконец-то добрались и до автомобильной охранной индустрии.

При этом, принцип работы современных биометрических защитных систем (БЗС) основаны уже не только на сканировании папиллярной сетки сосудов пальца – в свободной продаже появились детекторы геометрии и терморежима ладони, видеокамеры, распознающие облик владельца или код сетчатки глаза, системы голосового опознания, сенсорный экспресс-тест на ДНК и некоторые другие. Абсолютное большинство блоков считывания БЗС принадлежит к классу оптических сенсоров, сопряженных с системой ввода-вывода.

Ведущие производители выпускают системы, являющиеся универсальными для всех видов и марок транспортных средств, и подходят для легковых и грузовых автомобилей, внедорожников, автобусов, тракторов и мотоциклов.

В любом случае, интерфейс взаимодействия БЗС с владельцем предельно прост и включает три стадии – сканирование характерного свойства владельца, сравнение полученной информации с банком данных и выработка реакции на результат сравнения. В банк данных, как правило, входят признаки нескольких людей (членов семьи, друзей и т.п.), что позволяет без проблем разблокировать авто в случае непредвиденных ситуаций.

Основными эксплуатационными параметрами БЗС являются:

  • возможность обмана системы;
  • надежность идентификации;
  • затраты на обслуживание;
  • интеграция с системами авто;
  • степень психологического комфорта;
  • цена.

Автомобильные БЗС, как и любые новшества, имеют свои достоинства и недостатки. К главным достоинствам относится непревзойденная точность установления аутентичности, простота в подключении, удобство в использовании и надежность в любых климатических условиях. К недостаткам следует отнести чрезвычайно редкие, но все же возможные проблемы с особо опасными преступниками. В более чем 2-летней истории эксплуатации БЗС есть один трагический эпизод – в Малайзии преступники воспользовались для управления биометрическим стартером самого первого поколения отрезанным пальцем владельца, оставив его живым, но изрядно травмированным. С тех пор, все сенсоры отпечатков проверяют кроме рисунка, еще и пульс, температуру и некоторые другие особые параметры. Вместе с этим есть и противоположные случаи – в Канаде и Мексике преступники были вынуждены оставить своих жертв в живых для управления авто, что дало возможность правоохранительным органам провести операции по освобождению.

Из существующих возможностей обхода защиты наибольшее распространение получил, так называемый «искусственный палец» представляющий собой фотографическую копию пальца нанесенного на полиэтиленовую пленку и наклеенную в дальнейшем на палец злоумышленника. Такие системы успешно снимали защиту БЗС первого и второго поколения, но современные (3 и 4) поколения характеризуются абсолютными идентификаторами, взломов которых на сегодняшний день не зарегистрировано.

Таким образом, автомобильные биометрические защитные системы представляют собой новое поколение противоугонных устройств и в ближайшее время существенно потеснят традиционные сигнализации, блокираторы руля или трансмиссии на отечественном рынке.