Как садиться в автомобиль

Прежде, чем сесть за руль внимательно осмотри машину. Во время движения это будет сделать сложнее.

Проверь уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости. При необходимости долей до нужного уровня. Если ты счастливый обладатель автомобиля с карбюраторным двигателем и он долго стоял, подкачай топливо в поплавковую камеру с помощью ручной подкачики бензонасоса.

Проверь давление в шинах. Если их часто приходится подкачивать, постарайся найти место утечки воздуха. Если давление нормальное, то проверять давление можно не так часто, скажем, раз в неделю будет достаточно. Давление нужно проверять не "на глазок" и даже не ударом ноги по шинам, а с помощью штатного монометра.

Посадка в автомобиль

Если с шинами все нормально, можно открыть дверцу, сесть и как можно скорей ее захлопнуть. Во-первых, с открытой дверцой ездить не удобно, во-вторых, ее может "снести" проезжающий мимо автомобиль. Если ты садишься со стороны водителя (если не передумал сам водить машину), то открывать дверцу сподручней левой рукой. Затем осторожно поднимаем правую ногу и ставим ее вперед в область педали газа (нажимать на нее пока рано). Затем усаживаемся и закрываем дверцу. Может это показаться и смешным, но многие новички либо плюхаются спиной и потом неловко разворачиваются на сиденье, либо лезут головой вперед и потом также неловко пытаются поместиться сами. Если человек еще и в зимней одежде, то пока он, наконец, усядется, то как минимум вспотеет, а то еще и раскурочит при этом пол-машины. Потренируйся несколько раз, и через месяц-другой посадка и высадка не составит для тебя никакого труда. Шучу.

Впрочем, есть и более удобный способ посадки в автомобиль. Просто сядь на сиденье полубоком (ноги остаются на дороге), затем ухватившись покрепче за руль, спокойно перенеси ноги в салон. Оп! И ты весь уже в автомобиле. Осталось только захлопнуть дверцу. Высадка из автомобиля совершается с точностью наоборот. Сначала "выкидываешь" ноги, затем, упираясь на руль вытаскиваешь из автомобиля свое бренное тело.

Уселся? Не вспотел? Ну и прекрасно! Теперь нужно отрегулировать сиденье, чтобы на нем сидеть было свободно и удобно. Ноги должны доставать до педалей и нажимать на них до упора. Руки должны доставать до всех органов управления. Нормальной посадка будет тогда, если бедренная кость и позвоночник образуют угол 100°, верхняя часть тела наклонена назад на 25°, руки слегка согнуты в локтях, а ноги согнутые коленях под углом 110...140°.

Переведя на русский язык (не таскать же с собой транспортир для измерения углов!) это означает следующее:

  1. спина плотно прилегает к спинке сиденья и расположена почти вертикально (с небольшим наклоном);
  2. руки слегка согнуты в локтях, большие пальцы плотно держат руль, обхватывая его;
  3. ноги слегка выдвинуты вперед и не касаются руля при постановке ступней на педали;
  4. когда ноги находятся в нормальном положении, подколенные впадины расположены в 3–5 см от переднего края подушки сиденья;
  5. зеркала заднего вида отрегулированы таким образом, что водитель видит пространство сзади и слева от автомобиля, не поворачивая при этом головы.

Теперь проверь, все ли ты правильно сделал. Не отклоняясь от сиденья, переведи рычаг переключения передач в самое дальнее положение от себя (третья или пятая передача, хотя на некоторых автомобилях может быть и задняя передача), левая рука при этом должна оставаться на верхней чести руля. Руки должны находиться на руле симметрично.

Не забываем про подголовник. Помни, что это не подушка для головы, а средство предохранения от травм затылка. Так что правильней было бы назвать этот подголовник - подзатыльником. ИМХО. Вообще, располагаться этот подза... подголовник должен на уровне верхней части уха.

И теперь, если тебе удобно и комфортно, значит ты сделал все правильно. Вес твоего тела должен восприниматься твоей, эээ пятой точкой, чтобы не было перераспределения веса на руки или на ноги. Им уготовлена совсем другая задача.

Некоторые начинающие водители постоянно держат обе ноги на педалях, чтобы повысить готовность к действию. Этo неправильно, так как при этом нога обязательно нажимает на педаль (хотя бы немного), зазоры в приводе выбраны, тормозная жидкость (или тормозной кран) находятся под давлением. Выжимной подшипник сцепления может оказаться постоянно прижатым к пяте, находиться в работе и быстро изнашиваться. Тормозные колодки могут слегка касаться тормозных барабанов (или дисков, а там зазор совсем мал — 0,08 мм), нагреваться и изнашиваться. Из гидропривода, находящегося под давлением, может вытекать жидкость, которая при попаданий в тормозной механизм резко снижает его эффективность. Так что это совсем не пустяк, и если тебе жаль свою машину, не ломай ее раньше времени.

Поэтому, чтобы не держать сцепление и тормоз постоянно под нагрузкой, ноги следует располагать рядом с педалями, в непосредственной близости от них и без напряжения мышц. Со временем выработаются навыки, и ноги сами найдут свое место, а на первых километрах за ними придется последить.

Обе руки должны держать рулевое колесо. Их положение должно обеспечивать возможность быстрого поворота с перехватыванием руля руками. Существуют разные рекомендации, как держать руль. В автоспорте свои правила и традиции, в обычных условиях — другие.

При движении на автомобиле по дорогам общей сети рекомендуется держать руки на средней горизонтальной линии, разделяющей руль пополам, или в положении «без десяти два». Иногда рекомендуют, для того чтобы руки не уставали, через 5-10 мин движения менять положение рук: «без десяти два», «без десяти четыре», «без двадцати два». Пожалуй, можно считать все эти способы правильными. Важно, чтобы водитель не держал руль кое-как, одной рукой, не обнимал его, навалившись всем телом, не удалялся далеко от средней линии руля.

Нельзя сильно сжимать обод рулевого колеса и тем более применять «замки» на пальцах, как это делают штангисты. От такого хвата быстро устают руки. Руль нужно держать обыкновенно. Со временем и в этом вопросе накопятся навыки, а вначале надо удерживать себя от «мертвой хватки» или от легкого касания руля.

Сев удобно на сиденье, нужно проверить и при необходимости отрегулировать зеркала заднего вида, внутреннее и наружное. В середине внутреннего зеркала должна быть видна середина заднего стекла. В зависимости от размера зеркала можно видеть заднее стекло автомобиля целиком, либо часть стекла. Нет надобности объяснять, что зеркало должно располагаться горизонтально и не перекашиваться.

Сейчас в автомобилях наряду с обыкновенными зеркалами бывают и панорамные зеркала. Плохо это или хорошо? С одной стороны, панорамное зеркало дает более обширную картинку сзади за счет своей выгнутости. Но с другой стороны, оно искажает действительное положение дел, то есть кажется, что автомобили находятся на более отдаленном расстоянии от твоего автомобиля, чем на самом деле. Не учитывая эту особенность, очень легко столкнуться с автомобилем, который проезжает рядом. Впрочем, это дело привычки. Через какое-то время все равно привыкаешь к своему зеркалу и учитываешь разницу. Просто в первое время будь очень внимательным, пока глазомер не развился в нужном направлении. И пока не привык, лучше отказаться от резких поворотов и перестроений.

Теперь перейдем к внешним зеркалам.

В наружном зеркале должна быть видна дорога за автомобилем, линия горизонта, немного неба и незначительная часть борта автомобиля. Последнее помогает оценить, насколько близко от тебя пройдет обгоняющее транспортное средство.

На автомобиле обязательно должно быть наружное зеркало, так как одно внутреннее зеркало не дает всей необходимой информации о событиях, происходящих сзади. Очень важная часть дороги, та, где находится обгоняющий автомобиль, во внутреннем зеркале не просматривается.

А ведь именно то, что происходит вблизи автомобиля, имеет особую значимость.

Учти, что смотреть во внешние боковые стекла, а тем паче оборачиваться назад нужно тогда, когда полностью уверен, что впереди обстановка спокойная, дистанция перед впереди идущим автомобилем достаточная, нет близко перекрестков, либо подозрительных личностей, от которых не знаешь чего и ждать. Время на оценивание обстановки сзади и по бокам дается не больше 1 сек.

Расположение ног водителя. Ноги не должны быть в состоянии постоянного напряжения! Хоть наши ноги и кажутся абсолютно одинаковыми, с той лишь разницей, что одна правая, другая левая, для опытного водителя это две разные, извиняюсь за выражение, вещи. И делают они далеко не одно и то же. У левой ноги - одна функция, у правой - совершенно другая.

Рассмотрим поподробней правую ногу. Расчлиним ее (только мысленно!!!) на три части - пятку, стопу и зону перехода подушечек стопы в пальцы.

Так вот, пятка нашей правой ноги стоит на полу между педалями газа и тормоза, стопа лежит (не не нажимает) на педали газа, коленка же (все той же правой) свободно "откинута" вправо. Обращаю внимание девушек - подумайте об одежде, вряд ли в мини-юбке это будет выглядеть красиво.

Лучшая зона работы педалью газа - это как раз зона перехода подушечек стопы в пальцы. Запомните это положение, ведь это и есть основная позиция ног водителя, потому как машина едет только когда и давишь на педаль газа. Когда же нужно затормозить, нога, вернее, верхняя часть стопы, перемещается на педаль тормоза.

С правой ногой познакомились, теперь давай знакомиться с твоей левой ногой. Так и хочется сказать, - здравствуй, Левая Нога. Меня зовут Вася. Или Маша... или как там тебя зовут?

Работы у нее немного, - всего одна педаль сцепления. Для левой ноги есть специальная площадка, на которой она и отдыхает, пока не потребуется на эту самую педаль сцепления нажать. При переключении передач, при остановке и т.д. стопа левой ноги полностью (с отрывом пятки от пола) переходит на педаль сцепления и готовится к работе. Отработала свое, выполнили маневр, опять левая нога возвращается на свою любимую площадку для отдыха.

Ну, и напоследок - ремень безопасности. Он должен быть приведен в рабочее положение и отрегулирован. Он не должен стеснять движений и не должен быть совсем свободным. Регулировку ремня можно считать нормальной, если при правильной посадке водителя между его грудью и ремнем свободно проходит ладонь, но не более. И, главное, не забывай его пристегивать. Хотя, если и забудешь, бдительные стражи порядки незамедлительно об этом напомнят. Не забесплатно, конечно, - 500 руб по нынешним меркам за каждую непристегнутую личность.