Дорога с интенсивным движением

Главная сложность дорог с интенсивным движением состоит в том, что транспортные средства расположены на дороге близко друг к другу, поэтому их взаимное влияние становится значимым. При движении в плотном транспортном потоке у водителя ограничены возможности в выборе скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения и др. В таких условиях водителю следует придерживаться темпа движения всего транспортного потока. Попытки идти с опережением приведут только к повышенной опасности, увеличению расхода топлива, утомлению и нервозности. Если же двигаться со скоростью, меньшей скорости потока, то вы станете помехой для других водителей: ведь опередить вас в плотном транспортном потоке — задача непростая.

В плотном потоке каждый маневр представляет значительную сложность. Перед перестроением и поворотами водитель должен точно оценить обстановку: возможен и безопасен ли будет задуманный маневр — и только после этого включить соответствующий сигнал. Роль предупредительных сигналов в плотном потоке очень велика, но, к сожалению, многие водители недооценивают ее. Ведь маневр может быть опасен не только сам по себе но и потому, что окружающие не были о нем оповещены или были оповещены слишком поздно.

Надо взять за правило: сначала убедиться в безопасности, включить сигнал и потом уже действовать. На практике мы часто сталкиваемся с другим. Едет, например, такси по улице, тормозит вдруг без видимых^ причин, и непонятно, что водитель собирается делать дальше - то ли будет останавливаться, то ли просто убавил на секунду скорость, чтобы сориентироваться в обстановке. Причем если он тормозит только двигателем, то и стоп-сигналы не горят. В неведении вы ждете, что последует дальше. Наконец вспыхивают огни торможения. Водитель остановился без предупреждения. Начинаем с раздражением объезжать. Но не тут-то было. Сзади сигналят, впопыхах вы и не заметили, что рядом другие водители. Тут уже возмутителем спокойствия становитесь вы сами, все упреки — в ваш адрес. А тот, кто создал неприятную ситуацию, уже уехал. До других ему дела нет. А ведь требовалось так немного: включи указатель поворота — и всем все ясно.

Правила дорожного движения обязывают водителей подавать сигналы указателями поворотов перед остановкой или троганьем с места стоянки, перестроением и поворотами. Причем даже при маневрах в пределах одной полосы (например, при опережении велосипедиста) следует подавать сигнал. Правда, из этого не следует, что сигнал нужен при всяком изменении направления движения. Так, на закруглениях дорог, и даже довольно крутых, перед которыми установлен знак «Опасный поворот», сигнал подавать не следует. Ведь никакого перестроения здесь не происходит, а просто изменяется трасса самой дороги. Сигнал в этой обстановке скорее даже собьет с толку других водителей. Они могут подумать, что вы собираетесь сменить полосу движения.

Иногда похожие ситуации складываются на перекрестках с круговым движением. Когда вы следуете по «кольцу», сигнал тоже не нужен. Здесь его надо включать лишь при повороте на выезде с «кольца». Однако он не всегда ярко выражен, и тут приходится руководствоваться здравым смыслом. Но если есть сомнение — подавать сигнал поворота или нет, то лучше уж подать. То же на развилке дорог. Одна уходит чуть вправо, другая — чуть влево. Здесь также можно рекомендовать включать соответствующий указатель, если это поможет другим лучше ориентироваться.

Отдельно следует сказать о движении на развязках дорог в разных уровнях типа «клеверный лист» и других. Съезжая с дороги вправо, нужно включить правый указатель поворота. Но когда, проехав по дуге или хорде, водитель выезжает на другую дорогу, надо подать сигнал левого поворота, так как в этом случае автомобиль вливается в поток с правой стороны, как бы отъезжая от обочины. Въезжать на вторую дорогу все с тем же сигналом правого поворота — ошибка, и, к сожалению, весьма распространенная.

Проезд перекрестков. Бывает так: водитель подъехал к перекрестку по левой полосе и остановился перед светофором в ожидании зеленого сигнала. Сам не подает никаких сигналов, стало быть, поедет прямо. Встаем за ним следом. Включается зеленый сигнал и тут только передний водитель включает левый указатель поворота. Ситуация резко меняется. Как правило, сразу маневр он выполнить не может, так как надо пропустить встречные транспортные средства и пешеходов. А за ним стоим в «западне» и мы, хотя давно бы могли проехать перекресток, как это сделали все остальные на соседних полосах. Знай мы о его намерениях заранее, заняли бы другую полосу, или на этой же расположились так, чтобы суметь объехать поворачивающего без лишних задержек. В таких ситуациях в ожидании смены сигнала светофора нужно предупреждать других участников движения о своих намерениях.

Опережение связано с перестроением из ряда в ряд, в этом опасность, об этом и надо предупреждать других участников движения. Перед включением указателя взгляните в зеркало заднего вида. Ведь если по соседней полосе приближается другой автомобиль, то условий для опережения пока нет. Стало быть, и указатель поворота включать пока незачем. Вы лишь встревожите другого водителя, он начнет нервничать, не зная, видите ли вы его или нет. Вообще при перестроении придерживайтесь такой последовательности: зеркало — сигнал — маневр.

Перестроившись для опережения, сразу же выключайте указатель поворота. Опережение даже одиночного транспортного средства занимает иногда много времени. К тому же не исключено, что возвращаться на прежнюю полосу и не придется, так как впереди за ним будут другие транспортные средства. Если же это понадобятся, включите указатель, когда начнете новое перестроение. Кто на протяжении всего опережения не выключает предупредительный сигнал, просто не понимает его назначения и действует неграмотно. И это не так уж безобидно, как может показаться. Поставьте себя на место водителя, приближающегося со встречного направления. Как ему прогнозировать развитие событий на дороге? То ли водитель перед ним собирается повернуть налево, и надо быть начеку, убавить на всякий случай скорость и принять правее. То ли он не собирается никуда сворачивать и будет по-прежнему двигаться прямо. Одним словом, все надо делать не формально, а со смыслом и всем понятным языком.