Движение в условиях тумана

Туман — один из злейших врагов водителя. Осенью и весной он нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Вряд ли найдется водитель, который не понимал бы всей сложности движения при плохой видимости. Водитель испытывает испуг, когда из колеблющейся молочной пелены внезапно возникает громада тяжелого грузовика и пролетает мимо, едва не задев автомобиль.

Но как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, есть еще люди легкомысленные, а то и просто не знающие, в чем именно опасность тумана.

Туман — это взвешенные в воздухе микроскопические капельки воды, создающие завесу, препятствие для лучей света и звуковых волн. Самая неприятная особенность тумана состоит в том, что он уменьшает зону видимости и способствует обману зрения, серьезно нарушая ориентировку в пространстве. При этом искажается представление о скорости движения, о расстоянии до других автомобилей и неподвижных препятствий. Кроме того, при езде в городе надо иметь в виду, что туман изменяет и цвет сигналов светофора, за исключением красного. Желтый сигнал приобретает красный оттенок, а зеленый — желтый. Поэтому, приближаясь в тумане к светофору, надо снизить скорость и точно разобраться в его сигналах. Проезжать перекресток можно только тогда, когда есть уверенность в том, что движение в нужном направлении разрешено.

Важно всегда помнить, что рассеянный свет фар, характерный для тумана, создает впечатление, что автомобили находятся дальше, чем это есть на самом деле. Ошибка в оценке расстояния, а при подвижном объекте — из оценки скорости его движения мешает водителю своевременно среагировать на опасность. Последствия этого нередко бывают трагичными.

При въезде в зону плохой видимости важно вовремя включить фары автомобиля. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы ваш автомобиль вовремя увидели другие участники движения. При этом следует иметь в виду, что в такую погоду фары дальнего света совершенно бесполезны. Более того — опасны, так как направленные вперед световые лучи отражаются капельками влаги, образуя яркую светящуюся пелену, за которой скрываются дорога и расположенные на ней объекты. Ночью такая пелена может ослеплять водителя. Габаритные огни для тумана слишком слабы. Они не освещают дорогу и создают у других водителей обманчивое впечатление, что ваш автомобиль стоит на месте.

В тумане следует применять ближний свет фар. Наклон их светового пучка в сторону дороги ослабляет образование светящейся пелены. Ближний свет фар освещает участок дороги перед машиной, в зависимости от величины которого и должна выбираться скорость движения автомобиля, обеспечивающая его своевременную остановку в случае возникновения опасности.

Лучший результат дают противотуманные фары. Их особенность состоит в том, что они создают широкий в горизонтальной, но узкий в вертикальной плоскости пучок света. Образование слепящей пелены при этом минимальное, а освещение дороги хорошее. Уменьшению светящейся пелены способствует также то, что противотуманные фары устанавливаются значительно ниже фар головного света.

Плохая видимость влияет и на психику водителя. В густом тумане ничего не видно ни на дороге, ни на обочине. Создается обманчивое впечатление полного безлюдья, и, когда внезапно и беззвучно появляются контуры встречного автомобиля, водитель иногда испытывает испуг, а то и настоящее стрессовое состояние.

Только одним способом можно эффективно свести до минимума опасность движения в тумане — поддерживать скорость строго в зависимости от зоны видимости. При этом водитель не должен ни на секунду отвлекаться и отрывать взгляд от дороги. Такое внимание позволит ему избежать внезапности и в случае необходимости безопасно остановить автомобиль.

В тумане недопустим обгон. Если возникает необходимость повернуть налево или объехать стоящее транспортное средство, водитель должен очень внимательно осмотреть дорогу, прислушаться при открытой дверце и, только полностью убедившись в безопасности, предпринимать маневр.

Особые сложности вызывает в тумане движение задним ходом. Следует помнить, что в отличие от фар ближнего света, которые достаточно хорошо видны даже в густом тумане, задние габаритные фонари светят слабее, и заметить их вовремя значительно сложнее. Поэтому в тумане нередки наезды сзади на автомобили, движущиеся в попутном направлении или стоящие на месте. Именно поэтому в такой ситуации остановка машины на проезжей части, даже на самое короткое время, создает серьезную предпосылку для дорожно-транспортного происшествия. Не говоря уже о движении задним ходом, что опасно вдвойне.

При движении в тумане необходимо периодически включать стеклоочиститель. Мельчайшие капельки влаги, оседая на лобовом стекле автомобиля, образуют тонкую пленку, которая серьезно ухудшает видимость.

Во время сильных туманов водителям индивидуальных транспортных средств следует по возможности воздерживаться от поездок. А если ехать все же необходимо, надо проявить максимум внимания и собранности и двигаться с минимальной скоростью.