Пожар в море

...

Одно из самых страшных словосочетаний для моряка – пожар в море. В самом начале моей работы, в Ленинграде портовые власти устроили показательное выжигание судна, идущего на металлолом. Командиры со всех судов, стоящих в порту, были вывезены на катерах. Судно-жертва стояло на якоре. В назначенный момент, в соответствии с объявленным сценарием человек поджег урну с бумагами в каюте четвертого помощника и сошел на катер. Через десять-пятнадцать минут надстройка полыхала почти вся. Иллюминаторы буквально взрывались. Дистанционные датчики показывали в коридорах температуру до 2 тысяч градусов. Через полчаса все было закончено, гореть было нечему.

Почему так происходит? Дело в том, что надстройка высокая и в ней есть несколько широких трапов, идущих вертикально с самого низа до верха. Все это создает постоянные сильные потоки воздуха и при пожаре получается настоящий автоген, когда пламя как в газовой горелке становится ревущим и синим, достигая температур, плавящих стекло и металл. Кроме этого, с целью обеспечения теплоизоляции и размещения великого множества кабелей и трубопроводов все переборки (стенки) и подволоки(потолки) в надстройке двойные и между ними гуляют свободные потоки воздуха. Огонь по этим двойным пространствам распространяется мгновенно.

Итак, мы идем в Филиппинском море. Поздний вечер, где-то около полуночи раздается рев тревожных звонков. Мы привыкли к учебным тревогам, на которых отрабатывались действия по всевозможным неприятностям, но в такое время они никогда не проводятся. В динамике раздается:

- Пожарная тревога, пожар в районе радиорубки. Носовой аварийной партии приступить к ликвидации очага возгорания. Меня сорвало с постели, в секунды набросил на себя одежду и понесся наверх.

Дело в том, что по аварийному расписанию я был командиром носовой аварийной партии. Коридор перед радиорубкой был в дыму. Сама радиорубка также была заполнена едким дымом горящей изоляции кабелей. Огня не было видно, он явно был под переборками.

Самое неприятное было то, что под переборками радиорубки шли кабели к рулевому устройству, радару, гирокомпасу и многим другим делам, которые нельзя было обесточить ввиду того, что судно неслось со скоростью 17 узлов (30 км/час) в темноте и плотном компоте из скал, рифов и мелких рыболовных шхун и лодок.

Экстремальные ситуации всегда показывают на что способны люди. Я никогда ни до ни после этого не видел, чтобы люди при помощи различных предметов, от отверток до каких-то карандашей, ножей и ручек откручивали десятки шурупов за какие-то секунды. Вскрывая лист за листом, мы буквально гнались за огнем. Ни воду подать ни пену на горящие кабели под напряжением, только углекислотные огнетушители, которые нам подносили со всего судна. Через полчаса, уже в кают-компании огонь удалось поймать и остановить. Было разобрано более 120 кв. метров переборок

Прозвучал отбой тревоги. Мы разнесли инвентарь, переоделись и собравшись в столовой команды, провели разбор тревоги и спокойно пили чай с сухариками, которыми очень кстати угощала хозяйка столовой – дневальная.

Совершенно неожиданно вновь заревели тревожные звонки. Оказалось, что обгоревшие кабели замкнули где-то и огонь вновь начал свое движение. И так – всю ночь, до утра мы ловили вспыхивающий огонь, пока судно не вышло в открытое море. Благо, погода была хорошая, и мы легли в дрейф (остановили главный двигатель, не становясь на якорь), обесточив все энергообеспечение мостика. Только тогда мы смогли нормально разобраться с огнем и с кабелями.

Больше суток шла эта война с кабелями. В конце концов часть кабелей была восстановлена и мы смогли дать ход. Связи с берегом у нас не было еще неделю, пока днем и ночью радисты с электриками восстанавливали все остальное. Наконец дело дошло и до плотника. Когда восстанавливали листы обшивки переборок, мы совершенно не могли понять, как мы во время тушения умудрялись более 50 шурупов на каждом листе отдавать за минуту?! К приходу в Штаты все было восстановлено, покрашено и только запах гари напоминал о происшедшем. Беда прошла мимо.

(Виктор Федоров. См. Персональный сайт victorf.ru)


Рассказы не совсем еще старого капитана