6. История фарфора

Все изделия, изготовленные из глины, и обожжённые в специальных печах на необходимую для спекания черепка температуру, относятся к керамике. При наличии информационного материала в википедии, мы не будем дублировать доступную для всех информацию. Но пройдём краткий курс материаловедения и поразмышляем на тему авторского фарфора.

Изделия изготовленные из глины отличаются от изделий – из фарфора. Это совершенно правильно. Фарфор имеет очень высокую технологическую базу, свойственную высокоразвитой цивилизации и имеет право на выделение из области керамики, как из математики выделяется высшая математика. Фарфор – это «высшая» керамика. При изготовлении изделия из фарфора совершаются сотни операций, требующих абсолютных знаний и совершенного мастерства. В переводе с персидского фарфор означает царственный, императорский.

Для отправной точки приведём определение фарфора, взятое из Большого энциклопедического словаря 2000 г.:

«ФАРФОР (тур. farfur - fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4-6 вв. в Китае. В Европе с 16 в. производился т. н. мягкий фарофор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в нач. 18 в. И. Ф. Бетгером (1682-1719) и Э. В. Чирнгаузом (Чирнгаузеном) (1651-1708) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит)».

Китайцы усовершенствовали материал, технология изготовления которого возникла задолго до этого в Месопотамии. Происхождение культуры древнего Китая имеет разные гипотезы. Одна из них высказана в книге С. Ляшевского «Библия и наука», отрывок из которой приводится ниже: «Остается сказать несколько слов о семитическом влиянии на образование китайской древней культуры. Об этом можно судить лишь предположительно, на основании описания истории монгольского нашествия на Аккадийское семическое царство, предшествовавшее возвышению Вавилона в середине 3 тысячелетия до Р.Х.

Завоевав Аккадийское царство, монгольский вождь условием своего ухода с земли Аккадийской поставил выдачу царской дочери за него замуж. Дочь была любимицей Аккадийского царя и он, отправляя ее в дикие монгольские страны, послал с ней большое войско, много государственных мужей, сановников, архитекторов, художников, чтобы они на родине дикого народа создали условия жизни, напоминающие покидаемую навеки родную страну. Так началось великое переселение. Монголы покидали Аккадийское царство, навсегда исчезали из сердца человечества – Месопотамии, оставив там статуи с раскосыми глазами, сделанные аккадийскими скульпторами (найдены во время раскопок), и вместе с ними уходила часть племен аккадийцев, навсегда прощаясь с возлюбленной колыбелью человечества. Уходили с женами и детьми. Увозили с собой несметные сокровища науки, искусства, техники, административного опыта по управлению государством.

Приехав на территорию нынешнего восточного Китая, аккадийцы начали создавать государство по образцу Аккадийского, как некогда семитические карфагеняне научили римлян идее великого государства. Архитекторы научили местную расу строить дворцы, художники научили живописи, ученые – клинописи, воины создавали армии. Это время в старинных китайских сказаниях именуется золотым веком, ибо они воистину увидели то, чего у них не было бы без семитических строителей государства и культуры».

Гипотеза эта подтверждается раскопками в Месопотамии, где среди керамики найдены изделия, являющиеся предтечей фарфоровых изделий, появившихся в Китае позднее.

Появлению фарфора в современном виде мы обязаны каолину, который впервые был обнаружен в Китае, и получил своё название от местности Каолин, в провинции Цзянси.

Каолин — белая или светлоокрашенная глина, которой содержится в фарфоровой массе от 3 до 65%. При этом, чем больше в смеси каолина, тем меньше прозрачность и тем выше температура обжига фарфоровой массы. Основной частью каолина (99%) является алюмосиликат - каолинит (А12O3 х 2SiO2 х 2Н2O). Температура его плавления равна 1800 С. Каолин оказывает влияние на механическую прочность и термическую стойкость фарфора.

Полевой шпат — это безводные алюмосиликаты калия, натрия или кальция. Температура плавления его равна 1180-1200° С. При высокой температуре полевой шпат обеспечивает развитие стекловидной фазы, в которой растворяются и другие компоненты (кварц, каолин). Стекловидные фазы придают пластичность массе во время обжига и связывают составные части. Чем больше в смеси полевого шпата (и кварца), тем прозрачнее фарфоровая масса после обжига. При обжиге фарфоровой массы полевой шпат, как более легкоплавкий компонент, понижает температуру плавления смеси. В этой связи его рассматривают в роли плавня (флюса).

Кварц (SiO2) — минерал, ангидрид кремниевой кислоты. Кварц тугоплавок, температура его плавления составляет 1710° С. Он упрочняет керамическое изделие, придает ему большую твердость и химическую стойкость. Кварц уменьшает усадку и снимает хрупкость изделия. При температуре 870-1470° С кварц увеличивается в объеме на 15,7%, в результате чего снижается усадка фарфоровой массы. В состав фарфоровой массы кварц вводят в количестве 25-32%.

В Европе и в России химический состав фарфора был открыт заново, методом проб и ошибок по заказу правящих династий. Не исключено, что секреты производства фарфора были разгаданы не без помощи шпионов. Но только возникновение химии, как науки, дало возможность закрепить знания и усовершенствовать процесс. Сегодня, не смотря на огромный опыт производства и наличие теоретической базы, каждый крупный завод содержит лаборатории, которые ежедневно следят за качеством компонентов и пропорций. Для получения качественного твёрдого фарфора используются специальные печи с определённым технологическим режимом обжига до 1410 градусов, при которых происходит полное спекание изделий до нулевой впитываемости жидкостей, которые наливаются в изделия. Это обеспечивает необходимую безопасность изделий при бытовом и техническом использовании, поскольку внутрь изделия жидкости не могут проникнуть.

В древности продавцами фарфора даже запускались слухи, что фарфор определённым образом реагирует на яды и, зная эти особенности, можно избежать отравления.

На самом деле, фарфоровое изделие покрывается тончайшим слоем глазури, которая легко моется, не окисляется, не пропускает и не впитывает жидкости, и естественно не вступает с ними ни в какие реакции. Фарфор, являясь непроницаемым, твёрдым, но хрупким материалом, требует к себе бережного отношения и специальной культуры хранения.

Глазурованный твёрдый фарфор выдерживает многократное нагревание и охлаждение, являясь лучшим материалом для чайной и столовой посуды. Костяной фарфор (мягкий) отличается от твёрдого более тёплым, желтоватым цветом из-за костных добавок, более низкой температурой обжига, что позволяет делать его черепок тоньше.

Михаил Обрубов, 10 января 2013 г.


К оглавлению уроков фарфора