АВТОРСКИЙ ФАРФОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Авторский фарфор глазами художника - Дикая Правда 



9. Авторский фарфор в современном мире



«Авторский фарфор» - чисто российское явление. Последние двадцать лет мы пытаемся сохранить те основы, которые были заложены специфической советской цивилизацией. Но время фарфоровых гигантов проходит, и сейчас мы находимся в условиях новой художественной среды и нового общества западного типа.

Изменилось всё. Свобода творчества постепенно поглощается коммерческой целесообразностью. У художника в современном мире появляется статус предпринимателя. Можно пытаться противостоять, но процесс необратим. Искусство фарфора превращается в бизнес.

В современных условиях возникают новые задачи: встаёт необходимость организации новых творческих союзов, профсоюзов и ассоциаций. Такая работа в России ведётся, но постепенно по естественным причинам уменьшается и количество заинтересованных профессионалов. Создать сильную организацию, способную поддерживать художников по фарфору на должном уровне без поддержки государства нереально.

Не случайно на западе существует другая разновидность художественного фарфора – элитарный фарфор. Он имеет совершенно другие истоки и корни. Это фарфор от известных производителей, отличающийся от бытового, всемирной известностью и высочайшим качеством.

Чуть ближе к нашему понятию «Авторского фарфора», так называемый «фарфор от кутюр».


Кристиан Лакруа

Это побочный продукт всемирно известных модельеров и дизайнеров, когда раскрученное имя или торговая марка используется для продвижения на рынок элитарных фарфоровых изделий, не являющихся основной продукцией. Сами дизайнеры при этом могут не иметь никакого понятия об искусстве и технологии фарфора. Главное – «бренд» и креативная идея. Всё остальное сделают специалисты.

Сейчас мы можем наблюдать подобные процессы и в России. Наглядный пример – фарфор от Юдашкина. Следует добавить, что процесс взаимопроникновения идёт как с запада в Россию, так и из России на запад. Российские художники, эмигрировавшие на запад, вносят свои творческие навыки в западный мир. Например, Галина Соркина, работавшая ранее на Дулёвском фарфоровом заводе, работает ныне в США и делает свои авторские работы.


Галина Сорокина

Конечно, условия работы на западе существенно отличаются от тех, которые были в те времена в СССР. Есть плюсы, но есть и много минусов. В условиях большого производства можно было использовать все ресурсы и возможности, которые отсутствуют в условиях небольшой частной мастерской. Неминуемо возникает и другое мировоззрение. Если мировоззрение советского художника было основано на творческой активности, то западное ориентировано на успех и прибыль. Заразить запад творческой энергетикой сложнее, чем самим получить вирус «успеха и прибыли». Частные инициативы упираются в востребованность. Потенциальный покупатель или заказчик создают границы, которые можно до какой-то степени игнорировать, но невозможно их не замечать. Западная свобода упирается в зависимость от денег, поэтому на западе очень мало профессиональных художников. Большая часть творческих людей зарабатывает на жизнь иным способом и использует на творческие поиски только свободное от основной работы время.

В современной России ещё не состоялось общество потребления во всей красе. Дух противостояния сдерживает разрушительные процессы. Западный подход создаёт какие-то специфические направления и в искусстве фарфора. Единственное предприятие, которое пытается построить новые пути «Авторского фарфора», где совмещается художественный и коммерческий подход – ИФЗ (бывший Ленинградский фарфоровый завод).

Привлечение известных деятелей культуры и искусства к проектированию авторских изделий стало несомненной удачей. Конечно, это стало возможно благодаря исключительному положению ИФЗ, но это уже другая тема. Факт в том, что это возможно сделать на практике. Свои авторские проекты осуществили Михаил Шемякин, Андрей Макаревич и другие авторы.


Андрей Макаревич

В перспективе: любой автор, владеющий карандашом, пером и кистью может, под присмотром специалистов выполнить свои авторские замыслы в фарфоре. Разница будет лишь в том, что какие-то проекты будут состоятельными во всех отношениях, а какие-то так и останутся пробой. Вероятно, найдутся желающие и платить за свои эксперименты.

Частные мастерские и отдельные авторы, конечно, не смогут позволить себе подобной роскоши. Остаётся только уповать на талант и работоспособность в неравной борьбе за рынок, коллекционеров и любителей. Что же касается профессиональных и заслуженных мастеров фарфора, то поставить рядом с их именами западных художников по фарфору у меня не получится. Может быть, они скрыты от нас, но скорее всего их нет. К сожалению, это специфика западной цивилизации.

Михаил Обрубов, 15 апреля 2013 г.


К оглавлению уроков фарфора