Пуск холодного двигателя зимой

...

Перед тем, как запустить двигатель, убедись, что включен стояночный двигатель, сцепление выключено, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

Теперь делаем следующее:

  • выжимаем педаль сцепления, включаем зажигание, стартер, на короткое время порядка 3-10 сек., в это время будет слышен характерный шум стартера и заработавшего двигателя. Контрольные лампы давления масла и разряда аккумулятора при этом погаснут. Стартер выключаем, двигатель продолжает работать;
  • переводим рычаг переключения передач в позицию I или II;
  • опускаем стояночный тормоз на 1/3, предварительно нажав кнопку фиксатора;
  • смотрим в левое боковое зеркало и при отсутствии помех включаем левый поворот;
  • плавно опускаем педаль сцепления, одновременно стояночный тормоз опускаем до конца; правой ногой нажимаем на педаль газа;
  • правую руку переносим на руль;
  • начинаем плавное движение, нажимаем на 2/3 хода педали газа, тем самым увеличивая число оборотов двигателя.

Пуск холодного двигателя

Зимой мерзнет не только человек, но и машина. Пусть она сделана из железа, но ведь у нее есть пламенный мотор, который так необходимо завести. Если машина уже не новая, двигатель изношен, значит нужно очень постараться вдохнуть в него жизнь.

При отрицательных температурах у карбюраторного двигателя необходимо прикрывать воздушную заслонку. И тем больше, чем ниже температура.

Решающее значение тут имеет, в каком состоянии аккумуляторная батарея - хранитель энергии, способной вдохнуть жизнь даже в самый изношенный двигатель. Способность аккумуляторной батареи отдавать энергию стартеру сильно зависит от температуры электролита. Если принять «пусковые способности» батареи при +20°С за 100%, то при —20° С от них остается только 50%. а при —30° С — только 20%. Понятно, что, ослабев в два раза, батарея может не справиться с холодным двигателем и загустевшим маслом. Поэтому, если у есть сомнения в успешности пуска двигателя, занесите батарею накануне поездки в теплое помещение. Это непременно принесет большую пользу.

Какова бы ни была батарея, а воздушную заслонку перед пуском на морозе нужно закрывать полностью. Пусковое устройство карбюратора, естественно, должно быть отрегулировано еще осенью. Стартер нельзя включать на длительное (более 10 с) время, особенно зимой.

После каждой попытки нужно делать перерыв приблизительно 1 мин. Это время необходимо для того, чтобы в аккумуляторной батарее прошли необходимые процессы, возвращающие ее к нормальному состоянию после разряда большим током.

Если после трех-четырех попыток двигатель не пустился, надо поискать причину. А причин здесь может быть много. В некоторых случаях при пуске происходят отдельные вспышки в цилиндрах и создается ощущение, что двигатель вот-вот заработает. Водитель не выключает стартер, но время идет, а двигатель не пускается. Такие продолжительные попытки очень пагубно сказываются на состоянии аккумуляторной батареи и поэтому недопустимы. Есть вспышки или нет — через 10 с надо прекратить попытку и сделать перерыв. Иначе можно остаться один на один с холодным двигателем и разряженной аккумуляторной батареей, которую к тому же после этого нужно будет нести в теплое помещение и заряжать, так как в разряженной батарее электролит может замерзнуть и разрушить корпус.

Если одна из попыток завершилась успехом — двигатель заработал, нужно на слух контролировать его работу и поддерживать частоту вращения коленчатого вала на необходимом уровне. Какой он, необходимый уровень, однозначно сказать нельзя, потому что у каждого двигателя он свой. Но наименьшая частота вращения коленчатого вала должна быть такой, при которой нет опасности, что двигатель заглохнет.

Поддерживать частоту вращения двигателя после пуска нужно воздушной заслонкой. Иногда помогает педаль «газа». Двигатель может остановиться либо от переобеднения смеси (воздушная заслонка сильно открыта), либо от переобогащения (воздушная заслонка прикрыта больше, чем нужно). Водителю необходимо научиться чувствовать, почему начинает останавливаться двигатель, чтобы предпринять необходимые меры: либо прикрыть заслонку, либо открыть ее, либо сделать 3—4 коротких, но резких движения педалью «газа». Понятно, что такое можно почувствовать, только имея некоторый опыт, а постичь это можно только методом проб и ошибок.

Чем опасны малые обороты, понятно — двигатель может остановиться. Большие обороты тоже опасны, но по другой причине. После предыдущей работы двигателя горячее масло стекло в поддон со всех трущихся поверхностей, в том числе и с цилиндров. После пуска холодного двигателя условия смазки станут нормальными не сразу, а масляный туман, который смазывает цилиндры и поршни, образуется очень нескоро. Поэтому холодный двигатель изнашивается более интенсивно, чем горячий, и большие обороты для него опасны.

Когда же можно начинать движение? Рекомендации встречаются всевозможные, поэтому ограничимся описанием нескольких вариантов с предоставлением водителю права выбора.

  • Прогрев на месте. Если прогреть двигатель до рабочей температуры и потом начинать движение, То на прогрев уйдет много времени, будет почти что бесполезно израсходовано топливо, в атмосферу будет выброшено дополнительно некоторое количество отравляющих веществ, но износ двигателя в данном случае будет наименьшим. Движение можно сразу начинать на средней и затем высокой скорости.
  • Прогрев в движении. Если начинать движение, не прогревая двигатель, то потери времени будут минимальны, расход топлива хоть и будет большим, но по сравнению с первым вариантом может оказаться меньше. Под нагрузкой двигатель прогреется быстрее, но износ его будет больше, особенно если двигатель будет работать на высоких оборотах. Этот способ можно считать приемлемым, если водитель спешит или если сразу после начала движения дорога будет ровной и горизонтальной (или с уклоном), если не будет перекрестков и хотя бы 1-1,5 км можно проехать без остановки и переключения передач. Если же для того чтобы начать движение, нужно сначала задним ходом выехать с места стоянки, затем развернуться и поехать в гору по неровной дороге с ямами да еще через 50 м окажется перекресток со светофором, то лучше подождать, пока двигатель прогреется, так как разгоняться и маневрировать при холодном двигателе очень трудно. Всякий раз он стремится заглохнуть, тяги не развивает.
  • Частичный прогрев. Прогрев двигателя до средней температуры +(20...30)° С дает и средние результаты. Продолжительность прогрева не так велика, как в первом случае, и износ не так велик, как во втором. Двигатель работает более устойчиво, чем холодный, и расход топлива умеренный.

Для каждого случая хорош свой способ прогрева двигателя. Если водитель никуда не спешит, он использует первый способ. Если нет лишнего времени, но сложны условия движения, воспользуется частичным прогревом.

Пуск «горячего» двигателя

Поскольку двигатель сейчас «горячий», то достаточно лишь повернуть ключ «на старт», как он сразу же заведется. Замок зажигания, имеет три основных положения:
I. Зажигание выключено.
II. Зажигание включено.
III. Стартер включен.

Из позиции I поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только попали во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла, мигающая лампочка стояночного тормоза и другие (после пуска двигателя большинство из них погаснет).

Далее нужно повернуть ключ в позицию III, приблизительно на 45° от предыдущего положения, и стартер начнет проворачивать коленчатый вал двигателя.

Если двигатель автомобиля исправен и отрегулирован, то, удерживая ключ в третьей позиции, через 2 - 3 секунды можно почувствовать, что мотор завелся. Отпускаем ключ. Под воздействием возвратной пружины он вернется во вторую позицию и останется там до окончания поездки.

Бывает, что двигатель не удается сразу завести. Обычно такое случается со старыми машинами. Если через 10-15 сек. двигатель не завелся, нужно дать стартеру передохнуть.

Если двигатель так и не завелся, то возвращаем ключ в позицию I, после небольшой передышки (1 - 2 минуты) пробуем еще раз, далее опять передышка, потом еще 5 - 6 попыток, после чего нужно успокоиться и показать машину специалисту, который выяснит причину неисправности.