Управление автомобилем в опасных ситуациях

...

Управление автомобилем представляет цепочку ответных действий на изменения дорожной обстановки. Если возникает опасность дорожно-транспортного происшествия, то водитель без промедления должен принять предупредительные меры. Тут надо действовать безошибочно, в точном соответствии с Правилами дорожного движения. Иначе опасная обстановка перерастет в аварийную, не оставив водителю технических возможностей избежать беды.

Многих происшествий можно было бы избежать, если бы водитель не растерялся, встретившись с опасностью, не начал беспорядочно маневрировать и тормозить, а хладнокровно и так же обдуманно, как и в обычной ситуации, вывел себя и автомобиль из-под угрозы происшествия.

Во время управления автомобилем состояние водителя постоянно меняется. Если попытаться проконтролировать работу его организма, можно заметить, что во время движения изменятся частота пульса, артериальное давление, активность коры головного мозга, кожно-гальваническая реакция. Причем все эти изменения связаны с изменением условий движения. Внезапно попав в опасную ситуацию и так же быстро выйдя из нее, водитель ощущает увлажнение ладоней и активизировавшуюся работу сердца. Это естественно, у всякого живого организма, подвергшегося какой-либо опасности, возникают ответные реакции — результат проявления инстинкта самосохранения. Некоторые из этих реакций полезны (такие, как активизация всего организма) и помогают избавиться от опасности. Другие (такие, как испуг) являются вредными и мешают выходу из опасной ситуации.

Все водители ведут себя по-разному, попадая в опасные ситуации. По-разному проявляются у них положительные и отрицательные реакции на опасность. Во многом это зависит от психофизиологических особенностей водителя, от его подготовки. Человек с темпераментом холерика в целом плохо подготовлен к встрече с опасностью, но если он имеет большой водительский опыт, он все же будет уверенно действовать в опасных ситуациях. Флегматик, безразличный почти ко всему, не имея подготовки и водительского опыта, в опасной ситуации растеряется, будет действовать непоследовательно, допускать ошибки.

Водителю необходимо, независимо от характера и силы задатков, имеющихся в психике, постоянно воспитывать в себе способность сохранять спокойствие и в простых, и в сложных, и в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Даже один и тот же водитель в разное время может проявить разную стойкость, так как состояние его может быть различным. Водитель может быть спокоен, а может находиться в состоянии стресса. Стресс значительно снижает профессиональные качества водителя: замедляется реакция, ухудшается точность действий и способность логически мыслить, он может стать агрессивным на дороге, что чрезвычайно опасно в условиях интенсивного движения.

Если отказали тормоза...

Но что же делать, если возникла опасная ситуация? Однозначно и полностью ответить на этот вопрос, увы, нельзя. Рассмотрим конкретную ситуацию. Водитель приближается к перекрестку, нажимает педаль тормоза и обнаруживает, что он не действует. Еще несколько нажатий — педаль проваливается. Перекресток все ближе, в светофоре включен красный сигнал. Что делать? Внезапность и мрачные перспективы сложившейся ситуации наносят тяжелый удар по психике водителя. Важно устоять, сохранить спокойствие и в одно мгновение дать оценку ситуации и принять решение, с тем чтобы все оставшееся время потратить не на размышления, а на конкретные целенаправленные действия, которые позволят если не избежать происшествия, то хотя бы снизить тяжесть его последствий.

Оценка и анализ ситуации могут быть такими. Скорость не очень велика. Правой рукой торможу стояночным тормозом, левой делаю маневр, так как остановиться не успею: выхожу на полосу встречного движения (она свободна), обхожу стоящие автомобили и вместо запланированного движения прямо резко поворачиваю направо и пытаюсь влиться в поток, не задев никого. Тактика логична и может претендовать на успех. Но не исключен и просчет: скорость оказалась чуть больше, эффективность стояночного тормоза оказалась чуть меньше и влиться в пересекаемый транспортный поток не удалось без ущерба для него и себя.

Оценка и анализ могут быть другими. Скорость велика, стояночным тормозом тормозить бесполезно, машин, стоящих впереди, нет. Включаю фары и звуковой сигнал и пытаюсь проскочить сквозь пересекаемый поток; может удастся, а там уж буду пытаться остановиться. И эта тактика может привести как к успеху, так и к поражению. Все зависит от точности расчета. Оказался пересекающий поток редким — успех, плотным — происшествие.

Может быть и третий вариант. Впереди стоят легковые автомобили с пассажирами, навстречу с пересекаемой дороги поворачивает автобус, слева пешеходы, справа деревья. Ремень застегнут, сворачиваю вправо, первое дерево слабое — погасит скорость, второе остановит. Опасно! Зато по-мужски.

Приведенная ситуация (подъезд к перекрестку с неисправным тормозом) может иметь множество оттенков: скорость автомобиля, работоспособность стояночного тормоза, плотность пересекающего потока, ширина дороги, пешеходы на обочине, зеленые насаждения, плотность застройки, встречные транспортные средства и многое-многое другое, что трудно перечислить. Также много может быть принято решений. Некоторые из них позволят с честью выйти из опасной ситуации, отделавшись только испугом, пусть даже сильным, другие повлекут, кроме этого, незначительные повреждения автомобиля, а за некоторыми может последовать и серьезное происшествие.

Отсюда понятно, что на вопрос «Что делать, когда отказали тормоза?» нельзя дать один ответ, приемлемый во всех случаях. Нельзя дать один ответ и по многим сотням и тысячам других опасных ситуаций, с которыми может столкнуться водитель на дороге. Наиболее рациональная тактика выхода из опасной ситуации определяется ее многочисленными оттенками, а Правила дорожного движения и учебники, увы, могут давать только общие рекомендации, которых нужно придерживаться.

Итак, в опасной ситуации самое главное:

  • сохранять спокойствие и уверенность в себе. Сознавать, что в ваших силах если не предотвратить происшествие, то значительно облегчить его исход;
  • уметь быстро дать оценку сложившейся ситуации, всех тех ее сторон, которые могут повлиять на исход событий;
  • принять такое решение, которое не причинит вреда и не подвергнет риску жизнь людей, не причастных к причине опасной ситуации;
  • выполняя принятое решение, быть всегда готовым к изменению своей тактики, так как ситуация может измениться.

Владея такими навыками и зная в совершенстве Правила дорожного движения, можно с честью выходить из опасных ситуаций, в которые вас могут завести обстоятельства.