Прежде, чем поехать

...

Самостоятельное вождение автомобиля следует начинать с детального ознакомления с ним, с приборами и органами управления, с функциями приборной панели и элементарного понимания самого положения вещей в работающей электрике и механике. Прежде, чем тронуться с места, необходимо провести не один урок с выключенным двигателем. Самое первое, разумеется, что нужно сделать, это сесть в автомобиль. Вроде бы элементарно, открыл дверцу и залезай, однако и это нужно научиться делать правильно. Для начала, какой рукой вы откроете дверцу? Вот именно, по непонятной причине подавляющее большинство начинающих водителей делают это правой рукой, хотя простая логика подсказывает, что значительно удобней открывать левой. Дальше посадка. Это уму непостижимо, какие только способы оказаться внутри автомобиля не проделывают некоторые. И головой вперед, и на четвереньках, и сразу мягким местом на сиденье, а потом закидывают ноги, и с левой ноги, хитрым пируэтом разворачиваясь внутри, а иные уникумы, вообще, сразу заносят обе ноги, держась за верхнюю часть дверного проема, а уже потом втягивают все тело.

Вообще-то, правильно следует развернуться боком, сначала ставится правая нога, за ней в кресло садится тело, и последней внутри оказывается левая нога. Не забудьте захлопнуть за собой дверцу и убедитесь, что она плотно закрыта. Можно даже поэкспериментировать, несколько раз навалившись всем весом на таковую, чтоб убедиться в гарантии не вывалиться наружу на вираже. Освоив посадку, не спешите заниматься изучением управления. Посидите и прислушайтесь к ощущениям, насколько удобно вы себя чувствуете в сидении. Необходимо чувствовать себя максимально комфортно, что непременно скажется на качествах езды. Руль не должен упираться в колени, а откинувшись полностью на спинку, вы должны доставать до руля так, чтобы руки были не выпрямленными полностью, оставались чуть согнутые в локтях. Обод рулевого колеса следует плотно прижимать большими пальцами к ладони, а не обхватывать всей пятерней, и впрямь, как гранату. В нормальном положении ноги не должны касаться нижней частью бедра сиденья, там должен присутствовать зазор около пяти сантиметров. Убедитесь, что зеркала заднего обзора отрегулированы так, что вы можете использовать их в любом положении спины, склонившись и откинувшись на спинку кресла. При этом важно видеть все, не поворачивая головы, только перемещая взгляд. Под такие параметры следует отрегулировать свое сиденье.

Итак, комфортно расположившись на водительском месте, поставьте машину на ручной тормоз во избежание самопроизвольного движения, и начнем тренировку. Сразу займите рабочую позу, ноги на педалях, руки на рулевом колесе. Поработайте рулевым колесом, покрутите в одну сторону, в другую, представьте себя на трассе среди снующих машин, можете посигналить для уверенности. Вывернув руль до отказа поочередно в каждую из сторон, желательно визуально оценить, насколько изменилось положение передних колес, относительно линии предполагаемого движения. Это поможет автоматизировать подсознательные процессы ощущения взаимосвязи поворота руля с поворотом колес. Руль будет поворачиваться довольно туго, но это нормально, поскольку гидроусилитель работает только при заведенном двигателе. То же самое будет наблюдаться и с работой педали тормоза, когда следующим упражнением вы будете тренироваться манипулировать педалями. Выработайте до автоматизма, что левая нога стоит только на сцеплении, а правая работает с педалями газ и тормоз. При этом снимите «шпильки» и всякие «платформы», на них убиться вы и пешком на ровном месте еще успеете, автомобиль пока гробить незачем.

Поверните ключ в замке зажигания и потренируйтесь с переключением поворотов, убедитесь, как они работают и дублируются индикатором на приборной панели. При повороте ключа не перестарайтесь, сделав только один такт, чтобы включилось питание. Иначе заведется двигатель, и вы можете «отделаться легким испугом» от неожиданности. Проверив повороты, поработайте также с габаритными огнями, стоп-сигналами, испытайте фары на дальний и ближний свет. После этого не забудьте повернуть ключ в обратном положении, чтоб не сел аккумулятор. Теперь можно сделать небольшой перерыв и приступать к коробке передач. При выключенном двигателе рычаг двигается свободно без нажатия сцепления, поэтому вам не составит труда манипулировать им, запоминая переключения и их порядок. Выучите поочередно каждую скорость и научитесь четко определять более «разболтанное» нейтральное положение. Потренируйтесь с переключением скоростей сперва без использования педалей, потом можете импровизировать, словно, вы уже на дороге. То есть, выжимать сцепление, включать нужную скорость и давить на газ и тормоз по необходимости. Одним словом, вспомните свое детство и поиграйте за рулем, как будто вы по-настоящему едете. Для убедительности можете даже издавать губами звуки работающего мотора, это, кстати, и настроение подымет.

И только когда вы уверены, что вполне освоили (хоть и в мнимой реальности) тонкости движения вперед, приступайте к самому ответственному и, пожалуй, самому сложному для всех начинающих упражнению. Включите заднюю скорость и представьте, что загоняете машину в гараж или на стоянку. Для этого соответственно делайте повороты рулевого колеса, глядя в зеркало заднего обзора. Бывают водители, которые высовывают голову из окошка, а иные и дверцу открывают, когда сдают назад. Это не только неправильно, но и еще и является грубейшим нарушением техники безопасности. Поэтому приучайте себя сразу пользоваться только зеркалами. Выработайте у себя пространственное воображение происходящего, когда вы поворачиваете руль влево, зад вашего авто тоже поворачивает влево относительно вашего положения и наоборот. В дальнейшем вы даже не будете вспоминать, где лево, а где право, автоматически манипулируя машиной при заднем ходе, ориентируясь по зеркалам. Стоя на месте, так не получится, но следует помнить золотое правило великого русского полководца Александра Васильевича, в ученье трудно – легко в бою.

Не спешите пробовать по-настоящему тронуться с места и попытаться проехать несколько метров, вы должны привыкнуть к автомобилю настолько, что даже во сне будете представлять каждое движение и каждую функцию за рулем. Учиться, учиться и учиться, как сказал, сами знаете кто, хотя, если честно, такой фразы нет ни в одном из его многотомных сочинений. Спешка вообще до добра не доводит, а уж в таком ответственном деле, как вождение авто, и подавно. Лучше уж пару недель поездить мысленно, не двигаясь с места, чем, вырулив на дорогу реально, с разгону поцеловать в засос первый же встречный столб.