О чем рассказала грунтовка

...

Как бы мы ни старались оберегать свой личный транспорт от непогоды и ездить строго по асфальту, все равно однажды доведется познакомить его со всеми прелестями грунтовой дороги, которые проявляются особо во время осадков относительно времени года. Впрочем, грунтовка, как и благоустроенное шоссе, имеет свои плюсы и минусы, а иногда движение по ней может быть даже более безопасным. Казалось бы, идеальными условиями для такой дороги является теплая летняя погода ясным солнечным днем, но не стоит забывать о том, что маслянистые пятна не высыхают и не испаряются месяцами, если не годами, а такие пленки, присыпанные пылью, создают эффект не хуже шариков драже, рассыпанных по полу. Когда идет дождь или снег, влага впитывается в землю, вытесняя наверх микроскопические частицы масла, что значительно увеличивает степень скользкости дороги. Вдобавок к этому грязь, превращающая проезжую часть практически в каток. Езда по скользкой дороге имеет свои особенности, и если прислушаться к грамотным советам по этой теме, можно избежать массы проблем.

Дорога и в летнюю сухую погоду становится скользкой по утрам из-за выпавшей росы, кроме того, ее поверхность почти никогда не бывает полностью сухой в низинах и вблизи водоемов с повышенной влажностью воздуха. С наступлением осени огромную опасность создает опавшая листва, сильно уменьшающая коэффициент сцепления колес с поверхностью дороги. Подобное действие оказывает и снег, особенно снежная крошка. Водителю, оказавшемуся на подобном участке пути или попавшему под соответственные погодные условия, прежде всего, необходимо проверить скользкость дороги, что производится попыткой дать полный газ на второй передаче. Если при этом наблюдается проскальзывание колес, следовательно, двигаться дальше нужно с особенной осторожностью. Некоторое расстояние лучше ехать на второй позиции, пока не будет преодолен опасный участок. Дать полный газ для проверки силы трения, и если колеса имеют более плотный контакт с дорогой, переключаться на следующую позицию. При приближении к подозрительным местам на пути, темнеющему пятну, скоплению листьев и тому подобное, скорость следует сбрасывать заранее прерывистым торможением.

Грунтовая дорога в отличие от асфальта щедра на такие сюрпризы, как бугры и выбоины, которые следует преодолевать, сбросив газ, на выбеге, после чего снова набирать обороты. Если же выбоина или какое-либо препятствие замечено слишком поздно, не стоит дергаться и давить тормоза, миновать таковое на скорости будет безопаснее и для водителя, и для его автомобиля. С другой стороны мокрая грунтовка даже менее опасна, чем асфальт, поскольку при заносе транспорта его будет частично тормозить набивающаяся под колеса грязь, к тому же, ровные участки имеют еще одно преимущество, здесь нет бордюр, так что в худшем случае автомобиль просто вынесет на обочину. Что касается подобных заносов на скорости в условиях благоустроенной городской трассы, здесь именно бордюра может сыграть роковую роль, заставив машину перевернуться. Асфальтированные трассы предусмотрительно сглаживают подъемы и спуски, делая их более плавными, на грунтовке они гораздо круче и требуют считаться с собой. Преодолевая крутой подъем, лучше это делать на одной, более низкой передаче, не меняя ее до окончания маневра и не манипулируя с педалью газа. Незначительные подъемы, как и сугробы, снежные наносы, кучи опавших листьев и крупные лужи, можно преодолевать с разгона, но прежде нужно убедиться, что впереди нет встречных машин, крутого поворота или перекрестка, поскольку совершить маневр на скорости не удастся без неприятных последствий.

Нередко, совершая подобное действие, водитель пугается и начинает тормозить, находясь уже на опасном месте, чего делать ни в коем случае нельзя. Раз уж решились на маневр, совершить его следует до конца. Кстати, трогаться на скользком месте также рекомендуется не на первой, а на второй позиции, подобное действие создает вращающему моменту большую степень сцепления с поверхностью. Иногда может возникнуть критическая ситуация столкновения с животными, что нередко встречаются на грунтовых дорогах, пролегающих, как правило, по сельской и лесной местности. Вместо резкого торможения, что может привести к заносу и опрокидыванию автомобиля, лучше вырулить на обочину под достаточно большим углом, примерно 35 – 40 градусов, используя для погашения скорости траву и кусты. Не путать со столбами и деревьями, они не смягчают ударов. В любом случае, двигаясь по грунтовой дороге, лучше не превышать скорости в 60 км в час, что позволит сократить тормозной путь даже на скольком участке пути. Ограничение скорости особенно важно во время сильного дождя, когда при слишком быстром движении перед автомобилем образуется водяной вал, вызывающий, так называемый, эффект «водоскольжения» или «водяной клин», что может привести к потере управления и контроля над транспортным средством.

Собираясь в путь по грунтовой дороге, нужно готовиться к нему так, словно Вас ждет вообще бездорожье, поскольку, сильно размытые, разъезженные участки грунтовки с канавами и глубокими колеями ничуть не лучше вспаханной мокрой земли. Следовательно, в автомобиле должен иметься необходимый инвентарь, обязательно топор, пила и лопата, буксировочный трос, можно запастись парой – тройкой резиновых ковриков, не помешают и прочные доски, которые можно при необходимости подложить под колеса. В идеале будет обзавестись длинными цепями и лебедкой, особенно при поездке на рыбалку, охоту, в холмистую и гористую местность. Когда от сырости грунт становится мягким, двигаться по нему нужно примерно так же, как по песку, то есть на низкой передаче и с оптимальной скоростью, сильно удерживая рулевое колесо при управлении. Канавы, бугры, насыпи и прочие препятствия следует преодолевать под углом близком к прямому, чем острее будет угол, тем больше возникнет вероятность перекоса кузова и слома рамы или рессоры. При наезде на препятствие стоит поддать газу и притормозить после его преодоления, а вот по размокшей колее рекомендуется ехать на малом газу и высокой передаче или вообще пропустить ее между колес.

Попав в яму, колдобину, снежный сугроб, не стоит отчаянно буксовать, дергаясь безрезультатно взад – вперед, это лишь ненужные перегрузки для двигателя, расход топлива и еще большее увеличение непроходимости данного участка. Раз уж так вышло, делать нечего, придется поработать лопатой, расчищая место для колес, а потом подложить что-либо, обеспечивающее сцепление с дорогой, коврик, доску, ветки деревьев, если есть по близости, то гравий или щебенку. Еще одной опасностью грунтовой дороги является боковой ветер, а поскольку такие дороги чаще всего проходят по открытой местности, ветер здесь особенно силен. Стоит помнить, что любой груз, перевозимый на крыше кузова, повышает парусность и уменьшает устойчивость автомобиля, поэтому максимум необходимых вещей следует разместить в багажнике и даже салоне на заднем сидении, а еще лучше для такой цели иметь прицеп. При сильном боковом ветре, нужно двигаться со скоростью не более 50-ти км в час и при этом постоянно слегка выворачивать руль в сторону ветра, чтоб не сдувало на обочину. Вот, по большому счету, и все основные нюансы грунтовой дороги, но при всем при этом, грунтовка имеет все же одно очень перспективное преимущество для начинающих водителей и не только. Здесь нет напряженного движения, никогда не бывает много машин и самое главное – никогда не бывает пробок. А еще здесь крайне редко появляются сотрудники ГИБДД.