Государственный строй Испании

парламент Испании

Основные законодательные и исполнительные органы власти. В соответствии с Конституцией Испании от 1978 года Испания – парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти. Глава государства – король.

Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит парламенту Испании (Cortes Generales), состоящему из представителей испанского народа, которые выбираются каждые 4 года. Он состоит из двух палат: конгресса и сената. Они наделены законодательной властью, имеют функции принятия государственного бюджета, управления работы правительства, а также другие полномочия и обязанности, принадлежащие им по конституции. Представителей выбирают тайным голосованием через применение всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права. Все граждане Испании, имеющие политические права, могут выбирать или быть избранными.

Исполнительная власть

Исполнительная власть принадлежит государственному правительству, которое состоит из Председателя правительства, заместителя председателя правительства, министров и других предусмотренных законом лиц. Король выставляет кандидата на пост главы правительства после совещания с представленными в парламенте политическими партиями и на основе результатов выборов. Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной. Оно выполняет функции исполнительной власти и имеет право создавать урегулирования, соответствующие конституции и соответствующим законам.

Министерства

В настоящее время правительство представлено премьер-министром (Mariano Rajoy), вице-президентом (Soraya Saenz de Santamaria) и 12 министрами:

  • Jose Manuel Garcia-Margallo y Marfil, Министерство иностранных дел и международного сотрудничества (Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperacion)
  • Alberto Ruiz-Gallardon, Министерство юстиции (Ministerio de Justicia)
  • Pedro Morenes Eulate, Министерство обороны (Ministerio de Defensa)
  • Cristobal Montoro Romero, Министерство финансов (Ministerio de Hacienda y Administraciones Publicas)
  • Jorge Fernandez Diaz, Министерство внутренних дел (Ministerio del Interior)
  • Ana Maria Pastor Julian, Министерство развития (Ministerio de Fomento)
  • Jose Ignacio Wert Ortega, Министерство образования (Ministerio de Educacion, Cultura y Deporte)
  • Maria Fatima Banez Garcia, Министерство занятости и социальной защиты (Ministerio de Empleo y Seguridad Social)
  • Jose Manuel Soria Lopez, Министерство промышленности, энергетики и туризма (Ministerio de Industria, Energia y Turismo)
  • Miguel Arias Canete, Министерство сельского хозяйства, питания и окружающей среды (Ministerio de Agricultura, Alimentacion y Medio Ambiente)
  • Luis de Guindos Jurado, Министерство экономики (Ministerio de Economia y Competitividad)
  • Ana Mato, Министерство здравоохранения (Ministerio de Sanidad, Servicios Sociales e Igualdad)

Департаменты

Департаменты министерств и другие органы под их управлением составляют государственную администрацию, функции которой – координация, планирование, инспекция и документирование.

Государство может передавать полномочия автономным регионам в тех случаях, когда это возможно, но в любом случае правительство обладает исключительной властью. Таким образом, например, государственные власти отвечают за вопросы, касающиеся граждан Испании, как единого целого в международных вопросов.

Таким образом, исполнительная власть государства включает в себя урегулирование основных вопросов, гарантирующих равенство граждан Испании, соблюдение их конституционных прав и обязанностей, касающихся национальности, эмиграции, статуса, убежища, вопросов обороны и вооружённых сил, денежной и банковской систем, экономического планирования и иностранной торговли, судебной администрации, коммерческого, уголовного, исправительного, процессуального, профессионального и гражданского законодательства, а также вопросов, касающихся интеллектуальной и промышленной собственности, народных богатств и национальных долгов.

Процесс децентрализации затронул многие министерства, среди которых и Министерство образования и науки. Это привело к новой организации управления образовательной системой и изменению законодательства в силу того, что обе ветви власти были децентрализованы и переданы автономным регионам, кроме полномочий, закреплённых за государством.