Внутренняя и внешняя политика Испании

...

Испания относится к экономически развитым странам. Испания входит в Евросоюз. Испания в мировой экономике играет серьезную роль. ВВП Испании превышает триллион долларов, и по этому показателю она находится на 16 месте в мире. В Испании ярко выражена социальная политика, на нее направлено более половины расходной части бюджета Испании. Социальная структура Испании показывает, что Испания в ЕС – вполне типичный член. Современное политическое положение Испании тесно связано с политикой ЕС. В Евросоюз Испания вошла в 1986 году, и этот шаг позволил улучшить политическое положение Испании существенным образом. Социальное положение Испании такое же, как в большинстве экономически развитых стран. Средний возраст населения – около 40 лет. Демография Испании испытывает такие же проблемы, как и других стран Европы. Демографическая ситуация Испании такова, что прирост населения составляет около 0,1% в год. По уровню рождаемости Испания находится на 119 месте в мире. Демографическая политика Испании также находится в одном русле с усилиями других стран Евросоюза в этом направлении, кроме того, Испания входит в число лидеров по показателям миграции.

Географическое положение Испании, ее культура обусловили естественный выбор в сторону ее ориентации на Европу. Но международные отношения Испании Европой не ограничиваются. Внешнеэкономическая политика Испании касается в основном региона Средиземноморья, а также Центральной и Южной Америки. Внешние связи Испании касаются и государств Северной Африки (например, более половины импортируемого Испанией газа идет из Алжира). Внешняя политика Испании касается и России. Отношения Испании и России – дружеские, традиционно симпатизирующие друг другу. При этом, между Испанией и Россией не существует старых нерешенных проблем, которые стали бы «камнем преткновения» для отношений двух стран.

Официальный лидер Испании – король Хуан Карлос. Политический строй Испании – конституционная монархия, однако наличие монарха на троне не мешает режиму Испании быть демократическим. Политическая система Испании включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власти. Король и премьер-министр (глава партии, набравшей наибольшее количество голосов) – политические лидеры Испании, однако король, в отличие от премьер-министра, не возглавляет исполнительную власть. Политические партии Испании – народная партия Испании, Рабочая социалистическая партия Испании, существуют еще намного менее значимые левые и регионалистские партии. Испания – «разношерстное» многонациональное государство. Политика Испании не может игнорировать разные регионы на политической карте Испании. Политическое устройство Испании допускает плюрализм, ни одна идеология не признается господствующей. Избирательная система Испании началась в 1978 году, первые выборы в Испании прошли в 1977 году. С этого времени начинает формироваться демократическая политическая культура Испании. Избирательное право в Испании имеют граждане страны, кроме того, ведется речь и о том, чтобы предоставить право голоса иммигрантам.

С начала 60-х гг. в Испании стали проявляться попытки правящих кругов «либерализовать» существующий режим. После смерти Ф. Франко (20.XI 1975 г.) в стране произошли заметные перемены: была восстановлена конституционная, монархия, освобождены политические заключенные, легализованы все политические партии, профорганизации, распущено «национальное движение» (фаланга), принят закон о политической реформе. 15.VI 1977 г. состоялись первые демократические парламентские выборы, принята конституция, В апреле 1979 п сформировано первое конституционное правительство А. Суареса.

В мае 1979 г. начала работу первая сессия конституционных генеральных кортесов. 23.11 1981 г. проваливается предпринятая реакционными военными попытка государственного переворота. 28.Х 1982 г. на всеобщих парламентских выборах абсолютным большинством голосов победила соцпартия (ИСРП), подтверждавшая впоследствии свое лидерство в ходе выборов 1986,1989 и 1993 гг. В 1996 - 2004 гг. у власти находилась правоцентристская Народная партия. В 2004 г. победу на выборах одержала ИСРП.

Если говорить о социальной политике, то ведущая роль отводится государству. Через профсоюзы оно осуществляет социальное обеспечение, включая субсидии малоимущим семьям и пенсии пожилым людям, бесплатную медицинскую помощь и пособия по безработице. В 1989, в соответствии с общеевропейской практикой оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за новорожденным был продлен до 16 недель.

Внешняя политика современной Испании формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, других международных организациях, а также с учётом двустороннего военно-политического сотрудничества с США, традиционных связей с Латинской Америкой, странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Практически три четверти 20 в. И. по целому ряду причин, прежде всего из-за сорокалетней франкистской диктатуры, находилась в длительной международной изоляции. В 1953 было заключено соглашение о предоставлении США военно-воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось и срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания – член ООН.

В 1981—82 завершается процесс подписания и ратификации Протокола о вступлении И. в НАТО. Вместе с тем вопрос о характере этого членства оставался открытым вплоть до проведения общенационального референдума 1986, утвердившего особый статус участия И. в НАТО, ограниченного только политическими структурами.

Вступление в ЕС (1986) открыло «зелёную улицу» для подключения Мадрида к Западноевропейскому союзу (1988), а с 1 января 1990 и к военному бюджету НАТО. После распада СССР И. полностью меняет прежнюю концепцию национальной безопасности, которая ограничивалась исключительно обороной собственной территории, и становится активным и полномасштабным участником всех североатлантических действий по обеспечению коллективной безопасности, включая и миротворческие операции (в зоне Персидского залива, Косово, Югославии и др.).

Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами.

1 января 1999 И. после длительного и сложного процесса формирования испанской модели членства в НАТО полностью присоединилась к его интегрированной военной структуре. Главными аргументами для принятия такого решения правительством Аснара стали: исчезновение биполярности и превращение альянса в крупнейший центр силы, начало расширения НАТО на восток, реформирование после окончания «холодной войны» интегрированной военной структуры НАТО и, как следствие этого, угроза превращения И. во второразрядного партнёра. За счёт умелого внешнеполитического маневрирования Мадриду, однако, удалось сохранить безъядерный статус своей территории, привлечь внимание НАТО к проблемам Средиземноморья с целью обеспечения безопасности своих анклавов на территории Марокко — Сеуты и Мелильи, усилить свой переговорный потенциал в споре с Великобританией по Гибралтару.

Приоритетное место во внешней и оборонной политике занимает и двустороннее испано-американское военное сотрудничество, которое Мадрид потенциально может использовать в качестве поля для маневров и дополнительного «силового» рычага при решении внешнеполитических вопросов. Осознавая всю важность атлантического направления своей внешней политики, И. тем не менее достаточно активно выступает в пользу развития европейской идентичности в области обороны и безопасности, приветствует углубление интеграционных процессов в рамках ЕС, высказывается за последовательное «врастание» ЗЕС в Евросоюз.

В этой связи Мадрид считает, что укрепление трансатлантической солидарности и развитие европейской интеграции — это два, с одной стороны, параллельных, а с другой — взаимодополняющих процесса, которые не следует противопоставлять друг другу. Держась в рамках своих внешнеполитических приоритетов, И. не отказывается от активного отстаивания собственной позиции по отдельным международным проблемам, которая может не совпадать с линией Вашингтона, партнёров по НАТО, ЕС и ЗЕС. Однако степень такой автономии не настолько высока, чтобы дать повод для обвинений Мадрида в его неверности принципам западной солидарности.

В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье – Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993–1999 министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.

Комплектование вооруженных сил в Испании с 2002 г. осуществляется только на контрактной основе. Численность ВС— ок. 120 тыс. человек. Более 2,7 тыс. военнослужащих находится за рубежом, из них 2,3 тыс. задействовано в операциях по поддержанию мира и в гуманитарных миссиях. Испания вступила в НАТО в 1982г., интегрировалась в военную структуру альянса в 1997г. Член ЗЕС с 1988 г.

Основные районы размещения испанских Вооружённых сил: сухопутных — Балеарские и Канарские острова, анклавы Сеута и Мелилья; военно-морские базы — Эль Ферроль (провинция Ля Корунья), Сан-Фернандо и Рота (Кадис), Картахена (Мурсия), Лас Пальмас и Пальма де Майорка (Канарские острова), Махон (Менорка).

Преамбула Конституции Испании провозглашает готовность «сотрудничать в укреплении мирных отношений и кооперации со всеми странами мира». В настоящее время внешняя политика Испании в основном базируется на трёх направлениях: Европа (в особенности ЕС), Ибероамериканское направление, страны Средиземного моря.

На сегодняшний день у Испании есть дипломатические отношения со всеми странами ООН. С недавнего времени Испания имеет отношения с Бутаном (с октября 2010 года), Южным Суданом (после его независимости от Судана в июле 2011 года) и государством Карибати (с сентября 2011 года).

В начале 2004 в связи с приходом к власти нового социалистического правительства Хосе Л. Р. Сапатеро произошёл крутой поворот во внешней политике Испании от поддержки курса США к солидарности с лидерами Евросоюза, в частности, в иракском вопросе: после победы на выборах 14 марта 2004 новое социалистическое правительство вывело испанские войска из Ирака. Испания — крупнейшая из стран Евросоюза, не признавших независимость Косово из-за похожих собственных проблем с басками.

Одним из важнейших направлений внешней политики Испании является Латинская Америка. Однако в настоящее время в ибероамериканских отношениях складываются и критические ситуации. Основой разногласий часто становилась политическая жизнь Кубы. Правительство Аснара требовало проведения демократических реформ на острове, что привело к отказу Фиделя Кастро посещать Ибероамериканские саммиты. Без сомнения, положительных моментов в отношениях двух регионов было больше, и каждый из аспектов развития важен для дальнейшего сотрудничества. В начале двадцать первого века Испания оказывает помощь странам этого региона в становлении гражданского общества, демократических устоев, открытой и свободной торговли, в решении социально-экономических проблем.

Для достижения этих целей было создано Ибероамериканское сообщество наций. Ежегодно проводятся саммиты, на которых решаются важнейшие вопросы. 14-15 октября 2005 года в Саламанке состоялся юбилейный — XV иберо-американский саммит. Он был подготовлен министром иностранных дел Испании Мигелем Анхелем Моратиносом и Секретариатом иберо-американского сотрудничества. Во время саммита были проведены конференции по культуре и образованию, туризму, встреча министров экономики, парламентский форум, совещания по вопросам здравоохранения и развития сельского хозяйства. Саммит привлек к себе внимание мировой общественности: в его работе приняли участие Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу, председатель Европейского парламента Хосе Боррель и другие видные деятели. На саммите обсуждались конкретные проблемы: экономическое развитие, иммиграция и роль Ибероамерики на международной арене. Итоговым документом саммита стала «Декларация Саламанки».

Одним из важнейших решений стал документ с призывом прекратить экономическую и торговую блокаду Кубы, а также отменить закон «Хелмса — Бертона». В последние годы данный регион является важным и с точки зрения участия в нём испанских компаний Repsol, Telefonica, BBVA, ENDESA, Iberdrola, Acciona, и другие.

Не менее важным направлением внешней политики Испании является Средиземноморье. Решение проблем в этом регионе и сохранение дружественных отношений и контактов со средиземноморскими странами играют важную роль для Испании, потому это вопрос её собственной безопасности, кроме того, эти страны соседствуют с ней, а также являются важными торговыми партнёрами. Важным проектом в области испано-средиземноморского диалога является «Барселонский процесс» — программа, предназначенная для укрепления в странах средиземноморского региона институтов государства, развития экономики, прогресса в социальной области, решения острых вопросов и проблем региона.

Отношения с Россией

С Россией у Испании фактических войн не было. Когда российский император Павел, в связи с разногласиями двух стран по отношению к Франции и Мальте, объявил войну Испании, испанское правительство отказалось признать состояние войны, заявив русским властям, что из-за огромного расстояния армии двух стран всё равно не смогут встретиться на суше, а флоты — в море, и следовательно война невозможна.

Дипломатические отношения с СССР были установлены 28 июля 1933 года. В марте 1939 года, после прихода к власти в Испании генерала Франко они были прекращены. Дипломатические отношения были восстановлены лишь в 1977 году. 27 декабря 1991 года Россия была признана Испанией в качестве преемника СССР.

Во время гражданской войны в Испании был осуществлён вывоз испанских детей в СССР. Осиротевшие дети испанских борцов-антифашистов воспитывались, в частности, в Интердоме в Иванове.

12 апреля 1994 года был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания». В настоящее время двусторонние отношения между Российской Федерацией и Королевством Испания имеют обширную договорно-правовую базу: основу взаимодействия в различных областях образуют более 50 договоров, соглашений, протоколов и иных документов.

Марокко

Во внешней политике Испании Марокко занимает одно из ключевых мест, для которой Марокканское королевство является важнейшим африканским партнёром, хотя бы в силу территориальной близости. Основными направлениями испанской политики в Марокко являются: вопросы связанные с анклавами Сеута и Мелилья, нерешённая проблема с Западной Сахарой, проблемы нелегальной миграции, вопросы прекращения контрабанды наркотиков и т. д.

Наиболее активно стали развиваться отношения между Испанией и странами Магриба после прихода к власти в Испании социалистической партии в 1982 году.

При правительстве Народной партии, во главе с премьер-министром Х. М. Аснаром, которые находились у власти с 1996 по 2004 год, отношения хорошими нельзя было назвать и характеризовались они скорее нестабильностью, в частности яркое место занимает конфликт вокруг острова Перехиль (Лейла) в 2002 году.

Социалисты, пришедшие вновь к власти в апреле 2004 года во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, имели твёрдое намерение улучшить отношения со своими соседями и в первую очередь с Марокко. После встречи Мохамеда VI и Хуана Карлоса в 2005 года, отношения между двумя монархами заметно улучшились. Конфликт в Западной Сахаре, возникший достаточно давно, всегда оказывал неблагоприятное влияние на отношения между двумя странами. После сорванной четырёхсторонней конференции, Марокко в 1975 году санкционировало «Зелёный марш» на Западную Сахару с целью «очищения» Западной Сахары от Испании. Итогом стало соглашение между Испанией, Мавританией и Марокко о передаче временного контроля над Сахарой Марокко и Мавритании.

Важной составной отношений двух стран являются тесные экономические связи. В 1995 году правительство Марокко решает поставить всё на иностранных инвесторов, важнейшими из которых являются Испания и Франция.

Миротворческие миссии

Вооружённые силы Испании в составе 3000 человек принимали участие в 5 миротворческих миссиях ЕС, НАТО, ООН. Это миссии: Международные силы содействия безопасности (ISAF) в Афганистане; EUFOR в Боснии и Герцеговине; KFOR в Косово; FINUL в Ливане и миссия ООН в Дарфуре (Чад).